Изучение грамматики имеет практическое и образовательно-воспитательное значение и играет важную роль в профессиональной подготовке студентов к их будущей педагогической деятельности.
Практические задачи стоят на первом месте. Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, облегчает путь овладения иностранным языком. Известно, что термин «грамматика» отражает два понятия: грамматический строй языка и науку о грамматическом строе. Практическая задача-обучения грамматике состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить студентам овладение грамматическим строем языка, то есть грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме и понимания их при чтении и на слух; во-вторых, в том, чтобы сообщить обучающимся знания о строе немецкого языка, поскольку мы готовим преподавателей немецкого языка.
В последние годы наблюдается усиление практической направленности в преподавании грамматики. Это находит выражение в четком отборе грамматического минимума, в максимально рациональном использовании аудиторного времени; в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, включая работу по моделям, в обильной тренировке с помощью целенаправленных упражнений, в применении технических средств обучения и программированных пособий.
Работа над грамматикой создает благоприятные условия для решения образовательно-воспитательных задач. Студенты узнают новые факты и явления, новые лингвистические понятия и грамматические категории, не свойственные родному языку. Примером могут служить, например, категория определенности и неопределенности, категория предшествования, разветвленная система временных форм сослагательного наклонения, наличие синтетических и аналитических форм и т. д.
Изучение грамматических явлений, имеющих аналогию в родном языке, помогает лучше осознать грамматический строй родного языка.
Работа над грамматикой развивает логическое мышление студентов, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти.
Воспитательное значение уроков грамматики непосредственно связано с профессиональной подготовкой студентов. При правильно организованном педагогическом процессе студенты приобретают важные профессиональные умения: вводить грамматический материал и адаптировать его применительно к знаниям аудитории, работать с доской, располагать запись в логической последовательности, составлять схемы, таблицы, модели, работать с магнитофоном и т. д.
В практике преподавания немецкого языка обучение грамматике распадается на два этапа: подготовительный и основной. Необходимость выделения двух этапов диктуется дидактическими соображениями — требованием градуировать и изолировать трудности. Она определяется, далее, практическими задачами — дать студентам возможность с самого начала обучения пользоваться языком как средством общения.
Подготовительный этап охватывает период первого года обучения и представляет собой первый концентр в обучении грамматике. Основная цель подготовительного этапа — развитие устной и письменной речи на строго ограниченном грамматическом материале. Особое место при этом занимает слушание и понимание речи преподавателя, так как занятия с первого урока ведутся на немецком языке.
Грамматический минимум подготовительного этапа охватывает значительно меньший объем материала по сравнению с программой средней школы, но его усвоение требует полной автоматизации отобранных явлений. Таким образом, в задачи подготовительного этапа входит выработка грамматических механизмов речи на материале минимума I курса.
Помимо сказанного следует иметь в виду, что абитуриенты приходят в институт с разной подготовкой. Поэтому другая задача подготовительного этапа работы над грамматикой заключается в том, чтобы выровнять знания, умения и навыки студентов.
Основной этап продолжается два года (II и III курс), в течение которых студентам сообщаются систематические знания по морфологии и синтаксису. Одновременно ведется работа по развитию умений и навыков практического владения грамматикой для устной и письменной речи. Программа основного курса излагает материал в системе, принятой в грамматике:
1. Морфология (II курс).
2. Синтаксис (III курс).