Задачи обучения речи диктуют иной отбор и иную последовательность подачи грамматических моделей. В данном случае в центре внимания находится то, что нужно для устной речи студентов в первую очередь. Очевидно, что для подготовительного этапа в языковом вузе при отборе моделей следует ориентироваться на потребности обучения устной речи. Проблема отбора моделей для подготовительного этапа обучения в языковом вузе ждет специального исследования.
Далее встает вопрос о том, как сочетать работу по моделям с использованием правил.
Применение моделей без теоретических пояснений дает основу для механической выработки навыков.
Мы полагаем, что работа по моделям и образцам должна органически сочетаться с использованием правил, так как только такое сочетание дает наилучший практический результат и способствует сознательному подходу к языку.
Модель предполагает действие по аналогии, а грамматическое правило — действия по более сложным умозаключениям (анализ, синтез, обобщение и т. д.). Если бы речь шла только о структуре предложения (о порядке слов), то может быть и можно было обойтись моделями без правила. Но для немецкого языка этого недостаточно. Усвоив модель S — Pv — О (Мальчик читает книгу), учащийся может использовать аналогию при условии, если ему даны определенные слова в готовой форме. Все разнообразие морфологических форм (различные падежи существительных трех родов с определенным и неопределенным артиклем, различные лица глаголов сильного или слабого спряжения и т. д.) не находит отражения в модели и требует дополнительных пояснений. Сравните:
Der Junge liest ein Buch (einen Roman, eine Zeitung).
Er liest (nimmt, kauft, trgt) ein Buch и т. д.
Потребность в правиле возникает в тот момент, когда учащемуся нужно выбрать правильную падежную форму существительного в зависимости от рода и числа, форму глагола в зависимости от типа спряжения, то есть морфологический вариант модели. Поэтому правило на подготовительном этапе обучения выступает в первую очередь для ограничения сферы действия аналогии по модели. С другой стороны, абстрагируясь от признаков целых групп слов, правила преподносят сведения в обобщенном виде, что значительно экономит усилия в овладении иностранным языком.
Представляется, что для подготовительного этапа обучения оптимальным является использование правил-инструкций в сочетании с моделями и образцами. Через определенные промежутки времени следует вводить правила-обобщения для приведения разрозненных сведений в систему.
Основной этап. Основной этап охватывает III, IV и V семестры. Содержание обучения на этом этапе определяется его задачами: «обеспечить студентам прочные знания по грамматике для их активного использования в устной и письменной речи, а также для понимания немецкого текста любой трудности». Известно, что для чтения и аудирования требуется больший объем грамматики, чем для употребления в речи, поэтому максимум грамматического материала определяется с установкой на чтение.
Рассматривая содержание обучения грамматике, нельзя обойти вопрос о том, целесообразно ли различать активный и пассивный грамматический минимум в условиях языкового вуза (имеется в виду процесс обучения, так как объективно активный и пассивный минимум существуют).
Согласно одной точке зрения в языковом вузе не следует выделять пассивной грамматики, так как студенты как будущие преподаватели должны активно овладеть всей грамматической системой немецкого языка. Другая точка зрения отстаивает необходимость дифференцированного подхода к грамматике.
Нам представляется, что в первом случае имеет место смешение приемов обучения, главным образом упражнений, с одной стороны, и конечного результата обучения (употреблять грамматическое явление в речи или только понимать его при чтении и на слух ) — с другой.
Выбор разнообразных устных и письменных упражнений является обязательным условием тренировки активной и пассивной грамматики, однако сфера употребления той и другой неизбежно регламентируется особенностями стилей речи.