Рассматривая вопросы грамматического моделирования, М. Д. Степанова выделяет: а) морфолого-лексические модели (или словообразовательные), б) морфолого-грамматические модели (или морфологические), в) синтаксические модели.
Отмечая важность моделирования на всех трех перечисленных уровнях, следует подчеркнуть, что для нужд коммуникации первостепенную роль играют синтаксические модели.
Среди лингвистов подход к синтаксическому моделированию (моделированию предложений) различен. Одни из них кладут в основу моделирования предложений часто формальные (структурные) признаки, другие учитывают и формальные признаки, и содержание высказывания, третьи — лишь ситуативные свойства предложения.
Вторая точка зрения характерна для многих лингвистов, особенно немецких, и она оказала положительное влияние на методику. X. Бринкман, например, выделяет разные модели предложений, исходя из типов сказуемого. Для методики представляют интерес следующие модели.
1. Процессуальное предложение (Vorgangssatz):
Мальчик смеется. Wir arbeiten.
Сказуемое — непереходный глагол.
2. Предложение действия (Handlungssatz):
Я пишу письмо. Wir lesen einen Artikel.
Сказуемое — переходный глагол.
3. Предложение качества (Adjektivsatz):
Статья научная. Du bist tchtig.
Сказуемое — связка+прилагательное.
4. Предложение тождества (Identittssatz):
Он литератор. Ihr seid meine Freunde.
Сказуемое — связка+существительное.
Эти основные модели Бринкман выделяет в соответствии с четырьмя типами духовной деятельности: переживание, производство действия, определение, пояснение.
Г. Глинц указывает, что предложение является единством звучания, единством структуры и единством смысла. Он устанавливает 9 основных моделей предложений, различаемых по своему обобщенному содержанию, в том числе такие, как чистое восклицание «О!», оклик „Du!", образ действия или состояния, отнесенного к субъекту "Du kommst" и др.
Использование моделей предложения в методических целях имеет свою историю, начиная с Г. Палмера.
В методике идея моделирования получила признание еще в 30-е годы.
В основу «стандартов» положены морфологические и синтаксические явления. Модели затренировываются путем замены выделенного слова другими приведенными словами (Ersatzmaterial).
Нам представляется правильным отбирать модели на основе структурных особенностей предложения с учетом его семантики. Каждая модель может наполняться различной лексикой и иметь фонетические, морфологические и структурные варианты. Основу модели составляет предикат и его связь с субъектом. «В основе модели лежит определенная структура предложения, состоящая из одного, двух, трех членов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях». Модель изображает предложение абстрактно, его компоненты обозначаются в ней какими-либо символами.
В практике преподавания оказалось полезным разграничить понятия «модель» и «образец» (Satzmuster). Если модель изображает предложение абстрактно, условными значками, то образец представляет собой конкретное типовое предложение, построенное по данной модели.
Отбор моделей и последовательность их подачи может определяться и системой языка и потребностями речи. Если моделирование определяется системой языка, то модели наиболее полно и последовательно отражают явления синтаксиса и морфологии.