Содержание обучения грамматике. Под содержанием обучения грамматике следует понимать определенный круг знаний и уровень развития грамматических умений и навыков. Содержание обучения грамматике определяется теми целями и задачами, которые необходимо осуществить в процессе работы над иностранным языком в языковом вузе. Поскольку основная задача — это сообщение студентам — будущим преподавателям — систематических знаний норм морфологии и синтаксиса и развитие на их основе грамматических механизмов устной и письменной речи, постольку в содержание обучения грамматике входят все грамматические явления современного немецкого языка. Однако в соответствии с различными задачами подготовительного и основного этапов, содержание работы на каждом из них существенно отличается одно от другого.
Подготовительный этап. Задача подготовительного этапа носит узко практический характер — создать фундамент для дальнейшей работы над языком, обеспечить студентам развитие устной речи, чтения и письма в пределах определенной тематики и ограниченного языкового материала. При этом требуется высокая степень автоматизации и чистота (грамматическая правильность) речи.
Подготовительный этап обучения грамматике построен по принципу концентра и включает явления морфологии и синтаксиса, которые изучаются на основе правил, а также моделей и образцов (Satzmuster).
Грамматический минимум для подготовительного этапа (I курс) отбирается на основе следующих критериев: 1) употребительности; 2) стилистической нейтральности; 3) образцовости; 4) исключения синонимов; 5) учета лексического запаса студентов I курса.
Употребительность подразумевает распространенность грамматического явления в устной и письменной речи, его частотность, например настоящее время глагола, порядок слов в простом предложении, модальные глаголы и т. д.
Требование стилистической нейтральности определяет исключение из грамматического минимума подготовительного этапа тех грамматических особенностей, которые свойственны только стилю обиходно-разговорной речи, с одной стороны, и книжно-письменной речи — с другой.
Образцовость имеет в виду способность данной формы или конструкции служить эталоном для образований по аналогии, например спряжение сильных глаголов с корневыми гласными а, е, о в настоящем времени, образование перфект и плюсквамперфект от переходных глаголов с вспомогательным глаголом haben и др.
Исключение синонимов диктуется требованием экономии выразительных средств языка на подготовительном этапе обучения, необходимостью изолировать трудности. Из ряда синонимичных грамматических конструкций выбирается одна, наиболее употребительная, отвечающая всем остальным критериям отбора, например предпочтение отдается конструкции «модальный глагол плюс инфинитив», а не «haben, sein+Infinitiv», или придаточному дополнительному, а не конструкции «accusativus cum infinitivo» и т. д.
Большую роль играет требование учета лексического запаса студентов подготовительного этапа обучения, которое часто недооценивается. Между тем, грамматическое правило следует вводить лишь тогда, когда оно может быть проиллюстрировано на большом количестве примеров, например особые случаи склонения существительных типа der Name, глаголы с приставками ber, durch, um, wider и др., различные словообразовательные модели и пр. В противном случае целесообразно изучать грамматические явления как отдельные формы слов (так называемый «лексический подход»).