Различают несколько видов экскурсий.
По содержанию они разделяются на тематические, когда предметом экскурсии становятся отдельные темы учебной дисциплины, и комплексные, когда интегрированно изучаются близкие по содержанию темы разных предметов. Примером тематической экскурсии может стать экскурсия в музей игрушки по теме «Игрушка» в курсе «Дошкольная педагогика». По предметам «изобразительная деятельность» и «методика развития детского изобразительного творчества» студенты часто посещают различные музеи, выставки, картинные галереи. Примером комплексной экскурсии является посещение дошкольных образовательных учреждений, новаторских школ, просмотр телепередач по вопросам воспитания детей и проблемам молодежи и т.д.
По месту в изучаемом разделе учебной дисциплины они делятся на вводные, когда перед изучением темы студенты как бы погружаются в ее содержание во время экскурсии; сопутствующие, когда при непосредственном изучении темы экскурсия выполняет задачу практической реализации теоретического материала, расширяет круг знаний студентов, обеспечивает наглядное понимание рассматриваемой темы; заключительные, направленные на систематизацию и закрепление полученных сведений, выявление связей теоретических знаний с реальной педагогической практикой.
По предметному содержанию экскурсии делятся на естественно-научные, историко-литературные, краеведческие, производственные.
Эффективность экскурсии зависит от качества ее подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Разберем, в чем это выражается.
Преподаватель в момент подготовки экскурсии должен выполнить несколько рекомендаций:
- обозначить цель экскурсии в соответствии с ее видом;
- изучить объект экскурсии и определить его воспитательно-образовательные возможности;
- наметить структуру экскурсии. Обычно она состоит из трех частей. Экскурсия начинается со вступительной (вводной) беседы, когда обозначается ее цель; дается краткое описание объекта экскурсии; проводится инструктаж по ее организации. Вводная часть может быть разделена на две составляющие. Так, на учебном занятии проводятся организационные мероприятия, а цель и краткое содержание экскурсии оглашаются перед наблюдением объекта. Вторая ее часть — это непосредственный осмотр экскурсионных объектов; в это время студенты выделяют их особенности, делая соответствующие записи; выполняют учебные задания, поставленные педагогом в ходе предварительной беседы. По ходу экскурсии преподаватель или сам выполняет роль гида, или вместе со студентами слушает экскурсовода. Комментарии педагога звучат или в самом начале экскурсии, или после нее, или в редких случаях во время экскурсии, но здесь нужно помнить о соблюдении определенных этических норм. Третья часть — заключительная беседа. Здесь происходит обобщение полученных сведений; преподаватель акцентирует внимание студентов на самых важных моментах, проверяет выполнение учебных заданий, дает задание на дом. Студенты высказывают свое отношение к увиденному, делают определенные теоретико-практические выводы;
- продумать методы обучения, которые будут использоваться во время экскурсии;
- выделить вопросы для наблюдения по ходу экскурсии;
- продумать способы рефлексии во время экскурсии;
- если это необходимо, определить план передвижения студентов во время экскурсии, их обязанности по ходу передвижения во время самой экскурсии;
- составить для студентов подробную инструкцию по организации экскурсии: указать ее цель, дату, место проведения, сказать о правилах поведения и если надо, то и о правилах безопасности;
- продумать, в каком виде материалы экскурсии могут быть использованы на учебных занятиях (например, на семинарском занятии, во время изложения нового материала в лекции и т.д.);
- определить время экскурсии, которая может продолжаться от 40 мин до 2 ч без учета времени, отведенного на проезд к месту экскурсии.
Для педагога важна системность проведения экскурсий, для чего ему следует разработать систему экскурсий по учебному предмету и систему учебных заданий к. ним, а также формы отчетов студентов.