Термин «урок» как организационная форма обучения употребляется применительно к занятиям в общеобразовательной школе, а в профессиональной школе пользуются термином «учебное занятие».
Следует акцентировать внимание на отличительных чертах учебного занятия. Во-первых, любое учебное занятие состоит из объективно существующих элементов: изучения нового материала; закрепления пройденного; контроля и оценки знаний студентов; обобщения и систематизации знаний; домашнего задания. Сочетание их в рамках одного учебного занятия приводит к видовому многообразию уроков. Во-вторых, каждый из перечисленных структурных элементов как часть учебного занятия отвечает принципам единственности, целостности, а их совокупность составляет структуру учебного занятия и требует соответствующего алгоритма использования методов и приемов обучения, организации деятельности студентов и преподавателя. В-третьих, как основная форма организации обучения учебное занятие влияет на весь ход процесса обучения, поскольку структура того или иного учебного занятия сказывается на времени работы над отдельными темами программного материала дисциплины; на системе учебных заданий студентов; организации их внеаудиторной работы; средствах воспитательного воздействия, применяемых преподавателем в ходе обучения и воспитания; на развитии у студентов личностно-профессиональных качеств, профессиональных умений и навыков.
Многообразие учебных занятий не дает возможности исследователям представить какую-то одну классификацию учебного занятия (урока). Так, были попытки классифицировать их по дидактической цели; содержанию и способам проведения; основным этапам учебного процесса; по методам обучения; способам организации учебной деятельности учащихся; по дидактическим задачам, решаемым на учебном занятии.
Оборудование урока — это подбор, приведение в состояние готовности учебных пособий, дидактического материала, предназначенных для демонстрации или самостоятельной работы учащихся.
Эффективность проведения урока во многом зависит от выполнения санитарно-гигиенических требований к учебному занятию — к состоянию и наличию соответствующего помещения и оборудования. Так, столы используются одноместные или двухместные; расстановка столов трехрядная, однорядная, двухрядная, сблокированная для демонстрации наглядных пособий; демонстрационный стол устанавливается на подиум. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу касаются определения недельной учебной нагрузки студентов; продолжительности учебных занятий; плотности учебной работы студентов на уроках (80 %); начала учебных занятий (не ранее 8 ч утра); числа учебных занятий в день; длительности применения ТСО (просмотр кинофильмов занимает не более 25-30 мин; количество уроков в неделю с применением ТСО не должно превышать 4-6). Допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам; при составлении расписания рекомендуется чередование предметов естественно-математического и гуманитарных циклов; определяется и продолжительность перемен — не менее 10 мин, из них большая — не менее 50 мин или две перемены по 20 мин; домашние задания даются с учетом возможности их выполнения в пределах 4 ч.
Лекция является одной из важнейших форм организации обучения и составляет основу теоретической подготовки специалистов. Она представляет собой творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие. Это весьма экономный способ получения основ знания в их общем виде. Лекционная форма обучения студентов необходима, когда отсутствуют учебники, учебные пособия по дисциплине или начинают читаться новые курсы, разрабатываемые преподавателями в соответствии с разными компонентами ГОС СПО или ВПО.