Студенты готовятся к экскурсии следующим образом:
- ищут дополнительную информацию об объекте экскурсии;
- продумывают способы выполнения учебных заданий, сопровождающих экскурсию, и формы их презентации;
- определяют личностные цели экскурсии.
Проводя экскурсии, преподаватель может столкнуться с рядом трудностей. Так, ему бывает нелегко получить предварительную информацию у экскурсовода, если организуется посещение музея, — в таком случае педагог намечает цель экскурсии весьма поверхностно; нередко затягивается время второй ее части, из-за чего заключительная беседа переносится на аудиторные занятия, снижая этим эмоциональность восприятия увиденного, отвлекая внимание от центральных эпизодов экскурсии; зачастую экскурсии вообще проводят эпизодически, это расхолаживает студентов, воспринимающих экскурсии как средство развлечения, отдыха от теоретических занятий. Нивелировать такие трудности помогает другая разновидность экскурсии — экспедиция, т.е. многодневный поход по сбору определенного материала (например, фольклорная экспедиция, в ходе которой студенты собирают музыкальный фольклор, знакомятся с национальными традициями воспитания, получают исторические сведения и т.д.). Результаты экспедиции ложатся в основу учебных конференций студентов; они участвуют в разнообразных конкурсах и программах федерального и регионального значения.
Самостоятельная работа студентов. Поскольку деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, направлена она на познание и преобразование мира, на реализацию сознательно поставленной цели. При выполнении одной и той же работы люди имеют разные цели и осуществляют разные виды деятельности. А самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.
Все виды и формы самостоятельной работы студентов можно условно поделить на две группы: регулярную работу и эпизодическую.
Факультативные занятия — это сверхпрограммные занятия, посещение которых строится на добровольной основе. Факультативные занятия дополняют основную программу и могут включать более глубокое изучение отдельных тем и разделов программ учебных дисциплин, или малоразработанных тем, или новых тем, не вошедших в программу курса. Факультативные занятия направлены на удовлетворение запросов студентов в углубленном изучении отдельных учебных предметов; развитие их учебно-познавательных интересов и творческих способностей, а также индивидуальных особенностей студентов. Факультативы проводятся вне основного расписания учебных занятий и относятся к внеаудиторным самостоятельным занятиям. Как отдельная форма организации обучения они возникли в нашей стране в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в.
Форма проведения преподавателем факультативных занятий может быть весьма разнообразной: чтение лекций, организация работы проблемных научно-исследовательских групп, учебное проектирование и моделирование. Результатом факультативных занятий для преподавателя является организация его труда на творческой основе.
Студенты в ходе факультативных занятий могут писать и защищать рефераты, осуществлять экспериментальную работу, создавать разнообразные проекты, модели, методические рекомендации.
Результатами посещения студентами факультативов становятся достижение ими более высокого уровня подготовки по отдельным предметам без ущерба для остальных изучаемых дисциплин; ориентировка в современных проблемах, достижениях науки, в том числе педагогики и психологии; развитие способностей студента по отдельным направлениям его будущей профессиональной деятельности; осознанность выбора профессии.