Научная функция лекции состоит в передаче студентам сведений о современном состоянии науки, ее методах и содержании, принципах, закономерностях, ее основных идеях и теориях, обобщенных ею фактах, явлениях, событиях, показе взаимосвязи теории и практики. Методологическое значение лекции определяется тем, что главный ее стержень — это научность, доказательность и аргументированность теоретических положений через методы дедукции, индукции, сравнения. В процессе лекции студенты овладевают специфическими научными и профессиональными терминами и принципами. К тому же она является основой для выработки у студентов определенных научных позиций, поскольку по ходу изложения материала лектор дает объективную оценку различных спорных теоретических подходов и трактовок.
Учебно-познавательная функция лекции выражается:
- в обеспечении эффективного и точного выполнения учебного плана и учебной программы;
- развитии познавательной сферы студентов посредством их знакомства с новой информацией через систему проблемно-поисковых методов;
- организации научного труда студентов в виде самостоятельного поиска на поставленные лектором проблемные вопросы и переработка студентами представленной учебной информации как по ходу лекции, так и при подготовке к семинару или практическому занятию, во время выполнения курсовых и дипломных работ.
Важно отметить, что в рамках учебно-познавательной функции лекция еще и несет функцию основного источника учебной информации. Воспитательная функция лекции выражается в том, что она является важным средством формирования педагогической позиции студентов, профессионального интереса, ценностных ориентиров, так как лектор оказывает на аудиторию слушателей определенное личное эмоциональное воздействие. Главные воспитательные средства лектора — глубокие знания предмета, стиль изложения и отношение к своему труду. Показателями воспитательного значения лекции становятся быстрое включение студентов в работу, внимательность, активность при ответах на вопросы преподавателя; или же безразличие, раздражительные высказывания студентов в адрес лектора, содержания лекции; посещаемость лекции.
Приоритетность лекции как формы организации обучения доказывает ее многовековая история. Эта форма обучения появилась еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в Средние века (XII—XIV вв.): лекция и диспут были основными методами преподавания в средневековых университетах. Здесь лекция проводилась как чтение признанных церковью первоисточников с подробнейшими комментариями лектора.
Широко применялась лекция в первых университетах России. В XVIII-XIX вв. в университетах России лекция была простым «считыванием» с книги или тетради готового текста. В тот период такая форма была оправдана и наиболее целесообразна, так как учебная литература была большой редкостью. По мере развития печатного дела и распространения книги изменился и способ изложения лекции. Она стала развиваться как форма публичного изложения учебного предмета и превратилась в средство пропаганды знаний. Появились так называемые публичные лекции, проводимые для широкой аудитории слушателей. В связи с этим на первое место в лекции вышло лекторское мастерство преподавателя. О необходимости обучения лекторов красноречию одним из первых заговорил М. В. Ломоносов. Исторические факты деятельности таких известных в России лекторов, как историки Т. Н. Грановский и В. О. Ключевский, подтвердили, насколько необходимы лектору искусство и технология публичного выступления.
До середины XIX в. приоритетность лекции была неоспорима, однако в 60-е гг. того же века появляются высказывания о ее сокращении и внедрении в учебный процесс практических занятий, которые больше, чем лекция, стимулируют самостоятельность и активность студентов. В числе противников лекций был и Н. И. Пирогов.