С точки зрения используемых методов лекции представляются как:
- лекция-беседа, известная еще со времен Сократа;
- лекция с разбором конкретных ситуаций — еще один способ активизации учебно-познавательной деятельности слушателей;
- лекция-визуализация. Здесь чтение учебного материала сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающих тему. К лекции-визуализации относится и видеолекция;
- лекция вдвоем, которая моделирует реальные профессиональные ситуации, предлагает обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами (например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником той или иной концепции т. п.). Обычно такую лекцию проводят преподаватели смежных дисциплин: педагогики — психологии, педагогики — частных методик и т.д. Такая лекция сложна и в плане ее подготовки преподавателями, и в плане восприятия студентами учебной информации. Так, педагогам нужно четко соотнести материал выступления, способы предъявления информации, форму диалога, последовательность выступлений, способы участия студентов в их диалоге. Студенты должны быть готовы к удержанию представленной двумя педагогами информации; по ходу изложения материала принимать активное участие в обсуждении. Серьезным барьером здесь является степень авторитета каждого из педагогов, участвующих в лекции;
- лекция с заранее запланированными ошибками — она вызывает большой интерес старшекурсников, так как им предоставляется возможность увидеть реальные ошибки, допускаемые педагогами-практиками; выступая в роли экспертов, студенты составляют методические рекомендации по устранению замеченных ошибок. В лекцию вкладывается определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера, которые могут быть оглашены студентам или в начале, или в конце лекции. Методические трудности преподавателя связаны с отбором ошибок, их рациональным соотношением, способами показа: ведь на поверхности лежат поведенческие ошибки, а методические и содержательные не должны нарушать сформированные у студентов представления по методике работы с детьми. Студентам же сложно сочетать одновременно несколько видов деятельности: запись учебной информации, анализ ошибок, обобщение информации и деятельности педагога в виде анализа.
В современной профессиональной школе семинар наряду с лекцией относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную. Следует обратить внимание на то, что последняя функция не является центральной, как это часто выглядит в реальной практике, когда семинар превращается в способ оценивания самостоятельно добытых студентами знаний; это специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности, направленная на закрепление, обобщение, дополнение, расширение круга теоретических знаний. Поэтому результатами семинара могут быть обсуждение поставленных проблем и выражение субъективной оценки принятого решения и деятельности участников семинара.
В любом типе семинара выделяют такие характерные его черты:
- осуществление принципа совместной деятельности;
- возникновение непосредственных отношений преподавателя и студентов;
- самостоятельный поиск студентами решения учебной проблемы во время подготовки;
- возможность относительно самостоятельного изучения вопроса, индивидуализация изучения вопросов и проблем, выдвигаемых для обсуждения на семинаре;
- направляющую и корректирующую помощь педагога при подготовке студента к семинару;
- сохранение тесной связи с принципиальными теоретическими положениями лекции, урока, изложение нового материала на основе самостоятельно приобретенных сведений, но исключение дублирования материала, когда при ответе на очередной вопрос студент использует только записи лекционного материала;
- проведение семинара в академической группе, стабильной на период учебы.