В настоящее время споры по вопросам роли и месте лекций не прекращаются. Так, некоторые противники лекционного изложения учебного материала говорят, что:
- монологичность преподнесения материала ведет за собой неточность обратной связи и оперативного контроля со стороны преподавателя по усвоению студентами лекционного материала;
- преподавателю невозможно осуществить адаптацию учебного материала к характеру, особенностям, темпу восприятия каждого студента, из-за чего процесс индивидуализации обучения ограничен. По ходу лекции одни студенты успевают осмыслить материал, а другие могут только механически записать его;
- лекция приучает студентов к пассивному, некритическому восприятию чужих мнений, замораживая стремление мыслить самостоятельно;
- центральной дидактической задачей лекции является организация первоначального восприятия материала для дальнейшего самостоятельного овладения знаниями. Но чем она лучше читается преподавателем, тем большая вероятность пассивного восприятия материала студентами;
- чрезмерная избыточность информации, которая нередко является следствием разъяснения преподавателем всем известных или понятных положений, излишним повторением одних и тех же мыслей, неоправданно большим количеством примеров и иллюстраций, увеличивает ее бессодержательную часть и способствует тем самым перегрузке студентов;
- требование обязательного посещения лекций приучает их к школярству, ведет к формализму и отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
Лекции разделяются на виды по нескольким основаниям.
С точки зрения характера содержания это лекция:
- академическая (учебная). Обычная и самая распространенная лекция в профессиональной школе. В своем содержании она четко соответствует программе дисциплины, последовательно и системно излагая основы данной науки, осуществляя знакомство слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями;
- популярная (публичная). В ней излагаются научные истины для аудитории, не подготовленной к их восприятию. Обычно такие лекции читаются вне стен образовательного учреждения. Этот вид лекции был весьма распространен в СССР, когда преподаватели среднего специального учебного заведения или вуза по линии общества «Знание» появлялись на предприятиях с лекциями по вопросам воспитания и обучения детей и молодежи. В СПУЗе и вузе такие лекции составляют основу работы со слушателями подготовительного отделения или абитуриентами.
По роли и месту в учебном процессе лекции делятся на вводные, установочные, обзорные, обобщающие, комплексные и факультативные.
Вводная лекция проводится в начале изучения крупной темы или раздела, ее задача — целостное раскрытие содержания материала; такая лекция играет роль «первичного синтеза», устанавливая связи между новой темой и предыдущей.
Обзорная лекция проводится при завершении изучения раздела, курса. Ее задача — углубить полученные знания в сознании студентов, привести теоретические положения к четкой структуре. Проводят ее перед экзаменами, зачетами. В ходе обзорной лекции излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Часто она является основной формой обучения на вечерних и заочных отделениях, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.
Установочная лекция проводится тогда, когда педагог освещает вопросы подготовки к лабораторно-практическим занятиям. Ее задача — инструктировать студентов в учебно-познавательной деятельности, обратить их внимание на трудные моменты в решении поставленных вопросов. Эта лекция носит репродуктивный характер.
Повторно-обобщающие лекции проводятся в тех случаях, когда необходимо перевести студентов с одного уровня познания на другой. Назначение этих лекций — определить, что усвоено и в каком направлении необходимо двигаться дальше.