Метод проектов, взяв за основу принцип школы Дьюи «воспитание через действие», предлагал учащимся объединиться в тематические центры для создания проектов. Они позволяли соединить учебу и работу учащихся на основе учета их интересов и через практическую деятельность стимулировать познавательную.
Совместное обучение возникло в 20-е гг. XX в. в Австрии. Суть его — обучение строится на основе привлечения детей в центры жизни. Таких центра два. «Центр жизни» для учеников начальной школы концентрируется на «отечественных делах», которые с каждом годом обучения как бы расширяют познаваемый детьми круг вещей и явлений именно в том виде, в каком они встречаются в их реальной практике. Этот центр готовит детей к обучению в «деловом центре», который создается для старшеклассников и по сути приравнивается к учебным предметам.
Система Селестена Френэ начала действовать во Франции после Первой мировой войны прошлого столетия. Ее суть: школа — это то место, где дети не только читают и слушают; это своеобразное предприятие, тесно связанное с жизнью, поэтому основу обучения должны составлять практические занятия в мастерских, в саду, на огороде. Здесь дети занимались домоводством, выполняли столярные работы, вели животноводческое хозяйство и т.д. Кроме этого, они проводили различные эксперименты, осуществляли творческие работы.
План Трампа, появившийся в США в 50-х гг. XX в., предлагал новый способ использования учительских кадров. Суть его системы: вместо уроков и традиционного деления учащихся на классы в школе вводятся три формы работы с учащимися: индивидуальная работа в школьных кабинетах; работа в группах по 10-15 человек; работа на лекциях с аудиторией в 100-150 человек. Сложность для учителя заключалась в подборе вида и содержания работы в каждой из трех форм; кроме того, педагог должен был обладать определенным педагогическим мастерством, владеть методами научных исследований.
Менее радикально настроенные реформаторы классно-урочной системы понимали, что в условиях массового обучения уйти от деления учеников на классы, от изменения места обучения, способов обогащения знаний учащихся просто невозможно, поэтому они пытались дополнить существующие формы обучения новыми. К их числу нужно отнести кабинетную систему, возникшую в Польше. Основана она была на лабораторном методе, основу которого составляет эксперимент, проводимый индивидуально или по подгруппам. Учащиеся получали задания для самостоятельного проведения исследований. Результатом кабинетной системы должна была стать высокая степень активности учащихся, их способностей и интересов. Она требовала хорошо оснащенных классных кабинетов.
Бригадная система была связана с внедрением в учебно-воспитательный процесс производственной работы в школе или на предприятии методом ученических бригад. На современном этапе развития модернизация классно-урочной системы происходит путем разработки и внедрения в образовательный процесс разнообразных технологий обучения.
Лекционно-семинарская система является основой обучения в вузе. Для нее характерно наличие устойчивой системы аудиторных занятий со студентами: лекция, семинарское занятие, практическое занятие, зачет.
В колледже лекционно-семинарская система используется при обучении студентов старших курсов. Основное ее назначение в среднем профессиональном образовании — расширение границ теоретической подготовки выпускников.