Понятие организационных форм и систем обучения.

Сейчас довольно трудно установить, какая из форм обучения появилась вначале: коллективное обучение или групповое. На этот счет есть два мнения. Первое заключается в том, что групповое обучение сыграло определенную роль в преодолении слабых сторон коллективного обучения и благодаря чему его признали третьей формой обучения. Но есть и другое мнение: коллективный способ обучения, особенно в современной своей интерпретации, позволил усовершенствовать групповое обучение, которое исторически имело две разновидности: групповые учебные занятия и работа в малых группах.

Следует заметить, что в практике работы преподавателя сочетаются все перечисленные формы обучения; их применение определяется его целями, конкретным содержанием учебного материала, видом занятия, на котором проходит обучение, личностными методическими предпочтениями педагога. Дадим краткую характеристику работе в малых группах и групповым учебным занятиям.

Работа в малых группах имеет следующие признаки:

  • обучаемых делят на небольшие группы по 3-7 человек;
  • структура общения такова: когда один говорит, все остальные слушают;
  • все участники группы совместно работают над решением определенных теоретических или практических задач на аудиторных и внеаудиторных занятиях;
  • в момент работы состав групп постоянен;
  • объединяться в группы обучаемые могут самостоятельно в соответствии с их личными или общими интересами, симпатиями;
  • каждый член группы имеет свои обязанности и выполняет их по строго заявленному функционалу;
  • деятельностью учебных групп педагог руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых, бригадиров, руководителей групп;
  • у групп есть возможность осуществлять учебные задачи или проблемы путем решения каждой группой отдельной задачи. Или все они решают одни и те же задачи;
  • результатам дается групповая оценка, достижения же отдельных учащихся оцениваются исключительно в индивидуальной форме;
  • работа малыми группами используется в дискуссии, мозговом штурме, эвристической беседе и т.д.

В связи с тем что организационная структура групповых способов обучения может быть смешанной, комбинированной и реализовываться в виде групповой, парной, индивидуальной работы, к групповым технологиям относят классно-урочную, лекционно-семинарскую системы, бригадно-лабораторный метод, технологию игрового моделирования.

Теперь выделим признаки работы групповых учебных занятий:

  • педагог учит многих, т.е. больше одного;
  • в каждый момент общения педагога слушает группа;
  • независимо от своей численности группа работает как целое;
  • основное условие ее работы — все слушают педагога, потребляя информацию пассивно;
  • внешняя познавательная активность проявляется редко, зависит от внутренней, которую диагностировать трудно;
  • каждый отвечает за свои ЗУН и поведение на учебном занятии.
nvg.com.ua

Работа на групповых учебных занятиях имеет две разновидности. В зависимости от продолжительности речи говорящего педагога или сменяемости выступающих это лекция, доклад или беседа, семинар и т.д. В зависимости от количества участников группового общения это занятия в малых группах и занятия с классами, студенческими группами, большими аудиториями. Такое широкое поле использования позволяет рассматривать групповое обучение и как форму обучения, и как форму организации процесса.

Форма организации процесса обучения — внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Такие формы обучения условно называются внешними.

Основаниями квалификации организационных форм обучения считают количество учащихся в процессе обучения; место их учебы; продолжительность учебных занятий.

Н. Морева

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard