В условиях учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе формы организации обучения делятся на очные, очно-заочные (вечерние), заочные и экстернат.
В зависимости от места работы студентов формы организации обучения разделяются на аудиторные и внеаудиторные занятия. К. аудиторным относятся учебное занятие (урок), семинарское занятие, практикумы, факультативные занятия. К внеаудиторным — самостоятельная работа студентов, экскурсия, производственная практика, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.
Исторически сложившиеся общие и внешние формы обучения повлекли за собой создание соответствующих систем обучения: индивидуального обучения, классно-урочной, лекционно-семинарской систем. Остановимся подробно на описании двух последних, поскольку система индивидуального обучения подробно рассмотрена при знакомстве с индивидуальной формой обучения.
Разработка классно-урочной системы исторически проходила в несколько этапов. Считается, что инициатором ее стал Джон Сил — ректор школы в голландском местечке Цволле. В 1374 г. он организовал обучение на родном языке, ввел деление учащихся на классы и разработал правила перехода учеников в следующий класс. Опыт Д. Сила распространило объединение Братьев совместной жизни, к которому принадлежал педагог. Благодаря этому объединению в Голландии появились 60 типографий, которые обеспечили учебниками процесс обучения.
Идею Д. Сила далее развил Я. Штурм — ректор школы в Страсбурге. В течение 1537-1582 гг. он поделил учащихся на 10 классов. Каждый класс работал в соответствии с разработанной программой, а учителям предписывалось строго соблюдать определенные педагогические принципы. Программа каждого класса реализовывала основную цель школы — хорошее знание латинского языка и ораторского искусства на этом языке.
Чешского педагога Я. А. Коменского считают родоначальником классно-урочной системы, потому что он первым разработал единую систему школьного образования, дал обоснование классно-урочному принципу обучения, выделил требования к проведению уроков, разработал новую программу обучения по годам, в соответствии с которой отбиралось содержание обучения в каждом классе; он же разработал ряд основополагающих дидактических принципов.
Классно-урочная система характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, основной формой является урок (учебное занятие). Каждый урок (учебное занятие) в принципе посвящается только одному учебному предмету. Во-вторых, учащиеся одного или приблизительно одного возраста составляют классы (учебные группы), состав которых за полный период школьного (профессионального) обучения подвергается сравнительно небольшим изменениям. К ним относятся изменения условий жизни учеников (студентов): переезд в другой город или переход учащегося (студента) в другое образовательное учреждение; второгодничество ученика или академический отпуск; повторный курс у студента. В-третьих, каждый класс (учебная группа) работает в соответствии со своим годовым учебным планом. Этот план охватывает различные предметы, изучаемые в школе (колледже), причем каждый из них укладывается в рамки строго установленного количества часов. Порядок изучения определенных предметов в определенные дни недели составляется недельным планом (расписанием) занятий данного класса (учебной группы). В-четвертых, организатором урока (учебного занятия) является учитель (преподаватель). Он руководит процессом обучения, корректирует деятельность учащихся, оценивает их успехи в учебе в области своей учебной дисциплины.
Достоинство классно-урочной системы в том, что она:
- экономически более выгодна, особенно по сравнению с индивидуальной;
- обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы;
- позволяет использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого учащегося;
- реализует тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
- обеспечивает органическое сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
- помогает усвоению нового материала, которое происходит небольшими порциями, планомерно и последовательно;
- благодаря чередованию разных видов умственной и физической деятельности учащихся на уроке дает возможность организовать изучение нескольких предметов параллельно друг другу;
- позволяет использовать другие элементы образовательно-воспитательной системы в своих рамках (например, в колледже используются разные виды учебных занятий: и комбинированный урок, и лекция, и практическое занятие, и разнообразные нетрадиционные учебные занятия и т.д.).