Индивидуальное обучение — первая и наиболее древняя форма. Есть предположение, что возникла она с появлением первых школ в рабовладельческом и раннем феодальном обществе. В то время у учителя было мало учеников разных по возрасту и по подготовке, поэтому наиболее целесообразно было их учить по отдельности. Так сложилось, что процесс индивидуального обучения изначально складывался из двух видов работы учителя и ученика. Сначала педагог работал непосредственно с учеником, потом тот выполнял задание учителя сам. До сих пор сущность индивидуального обучения не изменилась, поскольку каждый учащийся выполняет одинаковые для всего класса или студенческой группы учебные задания индивидуально, т.е. самостоятельно.
Значимость индивидуального обучения выражается в том, что:
- отсутствие непосредственного контакта учащегося с другими учащимися позволяет полностью индивидуализировать содержание и темп учебы с учетом учебных возможностей обучаемого;
- оно дает возможность осуществлять постоянный и более полный контроль над ходом и результатами работы учащегося, позволяет следить за его продвижением от незнания к знанию;
- учащийся овладевает определенными ЗУН в оптимальное для себя время, работая экономно, постоянно контролируя собственные затраты сил;
- прямая или косвенная помощь, оказываемая учащемуся со стороны педагога, дает возможность преподавателю модифицировать собственную деятельность, приспособить ее к постоянно изменяющейся, но постоянно контролируемой им ситуации.
Индивидуальное обучение реализуется в процессе непосредственных или опосредованных контактов между преподавателем и его подопечным. Что касается непосредственных индивидуальных контактов между преподавателем и обучаемым, то они организуются как:
- индивидуальные занятия, когда педагог занимается с учащимся для восполнения последним пробелов в знаниях; если педагогу надо проконсультировать студента по отдельным темам курса или при подготовке к семинарскому, практическому занятию; если преподаватель руководит курсовой или дипломной работой студентов;
- тьютерство предполагает оказание педагогом помощи обучаемым с целью обеспечения продуктивной образовательной деятельности на основе сотрудничества. Как наставник и советчик тьютер оказывает помощь, внося в содержание изучаемого предмета изменения, которые базируются на учете индивидуальных возможностей студентов. Тьютерство как форма обучения в условиях профессиональной школы может реализовываться во время проведения творческих недель, олимпиад, учебных конференций и т. д.;
- репетиторство решает задачу подготовки обучаемого к поступлению в СПУЗы и вузы путём интенсивного освоения системы дополнительных знаний;
- самообучение позволяет развить оргдеятельностные навыки студентов. Самообучение проходит в виде экстерната, дополнительного образования или параллельно обучению в образовательном учреждении;
- гувернерство и семейное обучение как его форма были весьма распространены в России в XVIII —XIX вв.; новое содержание они получили в конце XX столетия.
Опосредованное обучение организуется через задания для самостоятельной работы, но выполненные письменно.
Индивидуальная форма обучения реализуется через систему так называемых индивидуально-обособленных дифференцированных заданий, таких, как работа с учебной литературой; творческие задания; разработка проектов, моделей; составление рекомендаций; работа с карточками и т.д. На учебном занятии часто используют смешанную индивидуально-групповую форму обучения, когда педагог уделяет внимание нескольким учащимся в то время, когда другие работают самостоятельно.
Индивидуальная форма обучения позволяет учесть в процессе обучения возможности обучаемого. Различают внутреннюю и внешнюю стороны учебных возможностей студентов. Внутренняя сторона определяется способностью личности к обучению; наличием специальных умений и навыков, полученных студентом в процессе предшествующего обучения; уровнем работоспособности; совокупностью мотивов обучения. Внешняя сторона обусловлена разнообразным влиянием на обучаемого как учебного коллектива, преподавателей, так и материально-технического обеспечения учебного процесса, а также его семьи и ближайшего окружения.
При всех достоинствах индивидуальной формы обучения ей присущи несколько недостатков: она невыгодна с экономической точки зрения; резко ограничивает сферу влияния педагога; не предполагает сотрудничества учащегося с другими обучаемыми, так как он непосредственно работает в основном с педагогом. Из-за этого индивидуальное обучение стало подвергаться острой критике уже в XVI столетии. Постепенно его значение стало снижаться и приобрело форму дополнительного к коллективному обучения.