Идеи коллективного обучения возникли как следствие активного развития литературы, искусства, архитектуры и науки, публицистической деятельности, увеличения числа городов в Западной Европе в XVI —XVII столетиях. Эти перемены потребовали значительного расширения сферы деятельности образования того времени и выразились в реформе содержания, методов и форм обучения. Рост количества учеников у каждого учителя, нехватка времени на обучение каждого учащегося вынуждали педагогов объединять учеников для объяснения нового материала. Так появилось деление учащихся на классы, а работа с учениками осуществлялась фронтально.
При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса или студенческой учебной группы. Все работают над единой задачей, в едином для всех темпе работы. Такая форма обучения ориентирована на «среднего» учащегося. В условиях классно-урочной системы фронтальная форма обучения является основной. Традиционность фронтальной формы обучения постепенно привела к поиску инновационных форм, которыми стали групповая форма обучения малыми группами и коллективный способ обучения.
Обратимся к характеристике коллективного способа обучения (КСО), который появился в нашей стране в 1918 г. в практике педагога А. Г. Ривина (1877 — 1944). Он провел на хуторе Корнин, под Киевом, необычный педагогический эксперимент: в течение года один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Основу его методики составили два вида работ: работа учащихся индивидуально и в парах. Задания были самые разнообразные: решение задач; конспектирование и реферирование учебников; разучивание стихотворений; выступление с докладами; отчеты в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционное расписание занятий отсутствовало, но по результатам обучения каждый ученик за это время, т.е. за год обучения, освоил учебный курс 3-4-летнего обучения. Кроме того, наблюдались существенные сдвиги в развитии обучаемых. Сельские подростки логично мыслили, анализировали сложные тексты, доказывали, рассуждали, вели дискуссии, проявляли неплохие педагогические способности.
Интересно, что КСО не только интенсивно использовался во время ликвидации неграмотности в 20-30-е гг. XX в., но и применяется в технологии интерактивного обучения.
Коллективная работа имеет следующие признаки:
- наличие для всех участников КСО единой общей цели, реализуемой в осознании коллективной ответственности за полученное задание;
- общественно полезный характер деятельности всех и каждого учащегося, причем объем работы, выполняемый всем коллективом, всегда больше объема работы отдельного участника или части коллектива;
- основная формула КСО: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех»;
- обучение в динамических парах или парах сменного состава, когда каждый выступает в роли «учителя» и «ученика»; «ведущего» и «ведомого»; «организатора» коллективной работы и ее «рядового участника»;
- обучение в динамических парах или парах сменного состава;
- организация дифференцированных заданий и выполнение их как всем учебным коллективом, гак и отдельными группами;
- сотрудничество, взаимопомощь участников коллективной работы при ведущей роли педагога. Здесь важна установка: «Забота всех о каждом и каждого обо всех»;
- разделение труда, функций и обязанностей участников путем учета интересов и способностей каждого;
- равенство объективных условий для каждого учащегося, позволяющее ему лучше проявить себя в общей деятельности;
- привлечение участников КСО к управлению процессом работы, учету результативности работы каждого и всех;
- взаимный контроль и получение соответствующей социальной оценки за выполнение учебного задания.