Чтобы точнее отразить изучаемые объекты и явления, каждая наука вырабатывает свои понятия и категории. Под понятием, как известно, понимается форма отражения человеком существенных явлений, свойств, связей, отношений предметов и процессов действительности.
Понятие есть результат отношения массы единичных явлений конкретной области действительности; оно выводится из самой реальной действительности и является слепком с нее, является высшей формой человеческого познания.
Категории представляют собой отражение в сознании наиболее общих и существенных сторон природы и общества, они являются итогом познания, обобщением опыта человеческого познания и практики. Это «узловые пункты» познания, «ступеньки» проникновения мышления в сущность вещей.
Если важнейшие понятия и категории отдельной науки, выполняя определенную методологическую роль, применимы лишь к одной или нескольким сферам мышления, то «философские категории как методологические принципы пронизывают собой всю ткань научного мышления, все области знания». Укажем лишь на такие всеобщие философские категории, как взаимосвязь, движение, время, пространство, причинность, количество, качество, форма и содержание, возможность и действительность и др.
Таким образом, понятийный аппарат отдельной науки складывается из определенной системы понятий и категорий, обобщающих наши знания о данной предметной области, которые определенным образом освещены категориями марксистско-ленинской диалектики.
Представляется, что категории каждой науки «....имеют значение как бы "угла зрения", под которым осуществляется и чувственное восприятие, "видение" мира, и его понимание. Благодаря категориям единичные вещи воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека — необходимое условие формирования у него способности теоретического мышления».
Как и отражаемая ими действительность, понятия и категории не представляют собой застывшего знания, а исторически изменяются. Всякий значительный прогресс науки приводит к изменению числа и содержания понятий и категорий.
Из сказанного следует, что выявление и определение основных методических понятий и категорий является необходимой предпосылкой для разработки теоретических основ методики обучения иностранным языкам как науки, ибо эти понятия и категории отражают в своем взаимодействии закономерности тех явлений, которые она изучает.
Следует отметить, что понятийный аппарат методики не определен в достаточной мере. В «Общей методике обучения иностранным языкам в средней школе» понятие «категории» вообще отсутствует. А вместе с тем в соответствии с логикой и методологией науки важно выявить ее категориальный состав, а также логическую структуру знания о данной предметной области.
Для выделения основных методических категорий необходимо сначала (в силу указанных выше причин) расширить рамки интересующей нас объектно-предметной области и начать рассмотрение данного вопроса с выделения основных педагогических понятий и категорий, ибо методика входит в качестве подсистемы в систему просвещения, которая представляет собой область рассмотрения педагогики.
Как известно, основные явления действительности и той области познания, которые изучает педагогика, обобщены в понятиях «воспитание», «образование», «обучение». Это «основные понятия педагогики, в которых отражаются различные стороны формирования человеческой личности...».