Как отмечает И. Б. Новик, процесс циркуляции информации есть не что иное, как процесс управления. Следовательно, смысл системного подхода к обучению — в учете всех наиболее существенных факторов, влияющих на реальный педагогический процесс, управляющих им, а также в учете его ответных воздействий на остальные компоненты и среду.
Поскольку основными характеристиками системы является ее целостность, многокомпонентный и многоуровневый ее характер и управляемость на основе обратной связи, то, естественно, все эти понятия с проникновением идей кибернетики в педагогику также входят в понятийный аппарат методики обучения иностранным языкам.
Оставаясь пока в русле общепедагогического аспекта понятия «обучение», коснемся другого исходного понятия методики, а именно «воспитание средствами иностранного языка». В методической литературе это понятие применительно к обучению иностранным языкам недостаточно раскрыто, и имеющиеся по этому вопросу работы носят в основном эмпирический характер.
Общеизвестно, что воспитание средствами иностранного языка, как и любого другого предмета, способствует формированию таких сторон личности, как: мировоззрение (например, идейная убежденность, чувство патриотизма, пролетарского интернационализма); черты характера (любознательность, трудолюбие, воля); нормы морали (система нравственных взглядов, норм и оценок); общепринятые формы поведения (вежливость, выдержанность); различные способности. Естественно, что иностранный язык решает эти задачи специфическими средствами, которые выявляются лишь в ходе обучения. Значит, воспитание средствами иностранного языка имеет своим непременным условием обучение ему.
Это дает основание говорить не только о взаимосвязи данных понятий, но и об их иерархической зависимости (если речь идет о воспитании средствами конкретного учебного предмета).
Как уже отмечалось, в педагогике понятие «воспитание» в широком смысле слова включает в себя понятия «образование» и «обучение». В этом случае, вероятно, мыслится система воспитания в целом, которая реализуется не только в обучении, но и в трудовой деятельности, в процессе общения, игре. Обучение и воспитание средствами конкретного учебного предмета (в частности, иностранного языка) выступает в качестве одной из подсистем указанной выше макросистемы воспитания. Применительно к этой подсистеме воспитание выступает в своем более узком значении, а именно как совокупность воспитательных воздействий, обусловленных содержанием учебного предмета и реализуемых в учебном процессе.
Именно поэтому мы не выделили воспитание средствами иностранного языка в отдельный компонент обучения ему, полагая, что воспитание органически входит в каждый компонент этой системы, всесторонне пронизывает ее в целом.
Настоящее положение вещей, т. е. невозможность выделить воспитание средствами иностранного языка в относительно самостоятельный компонент системы обучения данному учебному предмету, объясняется, с нашей точки зрения, недостаточной научной разработанностью этой проблемы. Не установлены в полной мере сущность, место и формы проявления воспитательных воздействий средствами иностранного языка. Специальное исследование всех указанных вопросов могло бы быть крайне плодотворным и несомненно открыло бы еще невыявленные воспитательные возможности данного учебного предмета, что помогло бы придать воспитанию средствами иностранного языка более системный характер. Представляется, что сказанное дает нам основание, не умаляя значения воспитания средствами конкретного учебного предмета, не останавливаться в дальнейшем на нем отдельно, а исходить из постулата о воспитывающем характере обучения иностранным языкам.