Различать языковые и стилистические явления, объективное и субъективное очень важно и этому можно, в частности, научиться и на занятиях по аналитическому чтению и на занятиях по стилистике.
Говоря о практической пользе чтения и о его важной роли для развития мышления, мы не коснулись узко образовательной пользы чтения — имеются в виду реалии, те сведения, которые читатель черпает из книг о той или иной эпохе, стране, обычаях ее жителей, сведения по географии, истории и т.д. Эти сведения можно и не выписывать, но их полезно запоминать и, во всяком случае, никак нельзя игнорировать при чтении, обращаясь за нужной справкой к справочной литературе — к словарям реалий (Konversationslexikon) или к энциклопедиям, географическим атласам, а иногда и к специальным сочинениям по истории, истории литературы и т.д. Нет нужды говорить о том, что незнание реалий иногда приводит к непониманию или искажению смысла читаемого.
Необходимо остановиться на чтении вслух, ибо оно имеет и практическое значение. Читая вслух, мы получаем еще одну дополнительную возможность глубже проникнуть в смысл читаемого текста. Читая текст с выражением, а выражение есть функция понимания, мы как бы слышим текст в художественном исполнении, хотя и являемся сами его исполнителями. Здесь важно еще и то, что мы упражняемся в артикуляции звуков, что имеет и большое практическое значение и в какой-то мере служит важной дополнительной практикой для развития устной речи. К сожалению, студенты недооценивают важность моторных ощущений, накопление моторных образов.
Недостаток в практике устной речи значительно меньше ощущается, если ежедневно или хотя бы через день читать вслух 1-2 страницы текста.
Но, конечно, тесная связь чтения и устной речи сказывается еще и в том, что чтение обогащает словарь, дает богатую практику в употреблении слов, которая, в свою очередь, может быть затем использована в устной речи. И чем больше такой практики, а читать нужно как можно больше и регулярно, тем богаче, правильнее и естественнее (в отношении темпа) становится и устная речь.
Чтение, наконец, способствует и развитию письменной речи и, в частности, облегчает усвоение орфографии.
Мы поставили перед собой цель показать, что следует извлекать из прочитанных книг безотносительно к тем регулярным занятиям, которые проводятся, и тем текущим домашним заданиям, которые выполняются студентами.
Для успешной самостоятельной работы студентов необходим далее целый ряд пособий. Назовем основные.
Прежде всего нужны сборники грамматических, лексических и стилистических упражнений с ключами. Такие сборники в значительной степени освободили бы преподавателя от выполнения целого ряда упражнений в аудитории. С другой стороны, студент лучше бы усваивал материал, так как сразу мог бы исправить допущенные ошибки, не дожидаясь очередного занятия.
Затем для лучшего усвоения лексики необходимы синонимические словари, которые, к сожалению, для немецкого языка почти полностью отсутствуют. Между тем на старших курсах, как нам представляется, главное внимание при усвоении лексики должно быть обращено на идеографическую синонимику. Как раз в этой области студенты испытывают наибольшие затруднения при активном пользовании языком.
Следующее, что должен иметь студент, — набор для фонетических упражнений, диктантов и упражнений по развитию устной речи.
Наконец одним из самых важных пособий для самостоятельной работы остается хороший учебник. За последнее время издано довольно много хороших учебников и учебных пособий по теоретическим курсам немецкого языка.
Помимо учебников необходима художественная, публицистическая и научная литература. Правда, кафедры, как правило, разрабатывают рекомендательные списки книг для домашнего чтения, однако одних списков мало, к тому же в них не всегда указывается последовательность, в которой они должны быть прочитаны, и какая работа должна быть проведена студентом в связи с рекомендованной книгой.
Студент должен читать разнообразную литературу, однако особенно важно подобрать ту литературу, которая представляет ценность не только для языкового развития студента, но и для его образования и воспитания.
Помимо создания учебных пособий помощь кафедры должна заключаться в планировании самостоятельной работы студентов и в предоставлении им необходимых консультаций.