С самостоятельной работой студентов связан целый комплекс весьма сложных и разнообразных вопросов. Данный очерк не претендует на полноту охвата всех этих вопросов.
Нам кажется, что первое, о чем следует подумать, говоря о самостоятельной работе, — это о времени. Без того чтобы предусмотреть в бюджете студента достаточно времени, нельзя серьезно говорить о самостоятельной работе, а без самостоятельной работы невозможны занятия в высшем учебном заведении. Между тем, эта простая истина не всегда осознается, а если и осознается, то чисто умозрительно, без того, чтобы делать отсюда какие-либо практические выводы. Многие преподаватели, как правило, против значительной разгрузки студентов от обязательных посещений занятий. При этом приводятся разные доводы: студенты младших курсов еще не умеют самостоятельно работать, а потому будут нерационально расходовать освободившееся время; они еще недостаточно подготовлены по языку, чтобы уделять много времени самостоятельной работе; для развития устной речи нужна практика, которую можно приобрести только в аудитории с помощью преподавателя и т.д.
Все эти доводы нам представляются неубедительными. Именно уже с I курса надо приучать студентов к самостоятельной работе и сразу показать им различие между средней и высшей школой. На всех стадиях обучения языку, как мы постараемся показать дальше, работа студентов может и должна быть самостоятельной — изменяется лишь ее характер и виды. Устная практика в аудитории может быть эффективной только в том случае, если ей предшествовала большая самостоятельная работа.
Итак, из сказанного следует первый вывод: для самостоятельной работы студентов необходимо достаточно времени.
Второй вопрос, который в связи с этим возникает: каково должно быть соотношение между самостоятельной работой студента и работой под руководством преподавателя? Это соотношение нам представляется равным 1:2, то есть один час аудиторной работы требует подготовки в размере двух часов самостоятельной работы. Цифра эта, конечно, приблизительная, но и не лишена оснований. В аудитории преподаватель объясняет новый материал, направляет мысль студента в нужное русло и проверяет заданное на дом. На это требуется, по крайней мере, в два раза меньше времени, чем разобраться в новом материале, запомнить его и научиться правильно его воспроизводить. Заучивать же материал на уроке вряд ли целесообразно.
Таким образом, если считать, что студент в среднем должен ежедневно два часа заниматься языком в аудитории, то его домашняя подготовка должна составлять четыре часа, а всего он должен заниматься языком шесть часов в день.
В связи со сказанным может возникнуть вопрос: столько же ли времени должно затрачиваться на самостоятельную работу по второму языку? Думаем, что в половину меньше, то есть час на час, так как, во-первых, второй язык легче изучать на основе первого, во-вторых, уже приобретен навык самостоятельной работы.
Если обязательные занятия студентов будут доведены до четырех часов в день и подготовка по другим предметам приравнена к подготовке по второму иностранному языку (то есть 1:1), то студент будет занят десять часов в день, то есть астрономических 7,5 часа, что следует признать вполне нормальным, поскольку сюда еще включается и чтение художественной иностранной литературы.
Следующий вопрос, на котором мы остановимся, — это принципиальное различие между самостоятельной работой на младших и старших курсах.