На I и II курсах студент должен практически овладеть простейшими нормами языка, а потому самостоятельная работа по иностранному языку должна быть направлена главным образом на выполнение различных языковых и речевых упражнений, чтение художественной и публицистической литературы и умение ориентироваться в изучаемой теории, пользуясь одним рекомендованным источником (грамматикой, фонетикой).
Все внимание студентов должно быть обращено на накопление определенного количества образцов речи и усвоение нормативного и, в основном, стилистически нейтрального языкового материала, а также на правильность речи (устной и письменной) и умение понимать содержание прочитанного.
Лишь на четвертом семестре следует постепенно приучать студентов к использованию приемов работы, рекомендуемых на старших курсах.
На старших курсах (III-V или III-IV), где изучаются теоретические дисциплины, самостоятельная работа студентов должна носить более специализированный и более творческий характер. Работа над языком и по дальнейшему усовершенствованию речи должна дополняться специальными заданиями по стилистике, лексикологии (главным образом, синонимике), литературе, страноведению и т.д. При чтении книг студенты должны уметь вскрывать подтекст, а затем понимать более широкий контекст — уметь вычитывать из книг все, что в них содержится. При работе над теоретическими курсами языка студенты должны научиться, пользуясь разными источниками, излагать данный вопрос с разных точек зрения, постепенно вырабатывая свою собственную.
Все сказанное ни в какой мере не предполагает ликвидацию практической работы над языком, она сохраняется в полной мере, но на более высоком уровне.
Существенное влияние на самостоятельную работу студентов будет оказывать и другой фактор: будет ли данная самостоятельная работа выполняться в порядке домашней или лабораторной работы. Различие между домашней и лабораторной работами мы усматриваем в следующем.
Домашняя работа является дополнением к аудиторной и служит для того, чтобы закрепить пройденное в аудитории либо путем выполнения тех или иных упражнений, либо путем чтения, либо, наконец, в виде большей по размеру устной или письменной работы (пересказ, переложение, сочинение). Домашняя работа студентов обычно коллективно обсуждается в аудитории.
Лабораторная работа предварительно не обсуждается в аудитории. Из теоретического или практического курса языка выделяется какой-либо раздел или вид работы, который изучается или выполняется студентом совершенно самостоятельно в лаборатории, в кабинете, в библиотеке или дома, причем он может быть обсужден впоследствии в аудитории, если работа не носила характера индивидуального задания.
Перейдем теперь к основным видам самостоятельной работы.
Выбор вида самостоятельной работы будет зависеть прежде всего от той языковой деятельности, которой мы хотим обучить студентов, т.е. устной речи, чтению или письму.
Остановимся прежде всего на упражнениях для самостоятельной работы, которые служат для развития устной речи и чтения на I и II курсах.
Мы не согласны с довольно широко распространенным мнением о том, что навык устной речи, в особенности на младших курсах, развивается главным образом в аудиторных условиях с помощью преподавателя.
Для выяснения этого вопроса обратимся сначала к тем умениям в области устной речи, которыми должен овладеть студент на I и II курсах. Сюда следует отнести, во-первых, пересказ, рассказ (монологическая речь), вопросы и ответы (диалогическая речь) — репродуктивная сторона речи и, во-вторых, восприятие на слух монологической и диалогической речи — рецептивная сторона речи.