Развивая умения, мы не всегда отдаем себе отчет в том, из каких элементов они складываются и в чем заключается система упражнений для развития устной речи, в частности, какова должна быть последовательность речевых упражнений, для того чтобы, например, научить студента пересказывать или рассказывать текст. Нам представляется, что для этого нужны, во-первых, целый ряд языковых упражнений — лексических, грамматических и фонетических, чтобы овладеть языковым материалом текста. Во-вторых, требуется ряд упражнений логического порядка и тренировка памяти для запоминания основной сюжетной линии и отдельных деталей текста. В-третьих, необходимы речевые упражнения, непосредственно подготавливающие пересказ (или рассказ), а именно перифраз и сокращение и расширение текста. . Выполнив весь этот комплекс упражнений, студент не будет испытывать затруднений в завершающем упражнении — пересказе текста.
Рассмотрим теперь эти упражнения с точки зрения того, могут ли они быть выполнены самостоятельно, и тем самым мы ответим и на вопрос, в какой мере устная речь может развиваться без участия преподавателя. Нам кажется, что даже поверхностный анализ перечисленных выше упражнений покажет, что не только можно, но и нужно, чтобы все эти упражнения выполнялись студентами самостоятельно, прежде чем он приступит к последнему упражнению — пересказу текста. Отсюда напрашивается и второй вывод: подготовительная работа, предваряющая аудиторную, требует большей затраты времени, чем работа в аудитории для достижения данного умения — пересказа.
В чем же будет заключаться работа в аудитории? Очевидно, прежде всего в том, чтобы научить студента выполнять все указанные упражнения. Когда же он этому выучится, то работа сведется к произнесению пересказа, к исправлению допущенных ошибок и к его анализу и оценке. Наконец, этот пересказ будет упражнением в слушании для других студентов. Если отбросить последнее, так как оно не имеет никакого отношения к развитию речи пересказывающего студента, то косвенно или непосредственно с развитием речи студента будут связаны произнесение пересказа, его исправление и анализ.
При самом произнесении пересказа студент почерпнет мало нового (это будет лишь повторением того, что было сделано дома, если не хуже из-за некоторого волнения), так как обычно считается, что не следует прерывать студента и исправлять его ошибки в процессе пересказа.
Если студент допустил много ошибок, то налицо недоработка и пользы от такого пересказа немного. Если ошибок мало, то их исправление будет способствовать улучшению речи студента, и то лишь в том случае, если за этим последуют соответствующие упражнения.
Если обратиться к рассказу, то и для него требуются все те же упражнения и еще некоторые другие, которые также студент должен выполнять самостоятельно.
Удельный вес аудиторной работы несколько повышается при развитии диалогической речи, однако и она может успешно развиваться только в том случае, если студент предварительно выполнил большую подготовительную работу дома. В частности, он должен подготовить содержание беседы и выучить необходимые речевые образцы, а также нужную лексику и грамматику.
Из сказанного становится ясным, что главная работа по развитию речи происходит в порядке самостоятельной работы, а не в аудитории и потому на самостоятельную работу должно быть отведено больше времени, чем на аудиторную.
Во многих видах самостоятельной работы техника может сыграть важную роль. Во-первых, при выполнении всевозможных фонетических упражнений; затем для упражнения в понимании речи на слух; в-третьих, для упражнения в репродуктивной монологической речи (магнитофон, кинофильмы); в-четвертых, для упражнений в орфографии (диктант под магнитофон) и в письменной речи — переложение после прослушания пленки; в-пятых, для лучшего усвоения грамматики — очень полезно было бы создать серию мультипликационных фильмов для изучения употребления предлогов, времен, а может быть, и лексической синонимики.
Таким образом техника может быть использована для развития почти всех сторон языковой деятельности. Однако использование техники должно разумно сочетаться с работой с книгой и работой преподавателя, которых никакая техника никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет заменить.