5. Содержание и последовательность упражнений должны быть подобраны так, чтобы средний учащийся выполнял их почти без ошибок. Только при этом условии выполнение упражнений быстро приведет к формированию навыков. Трудные упражнения, выполнение которых сопровождается большим количеством ошибок, имеют минимальную обучающую ценность; они производят даже отрицательный психологический эффект, создавая у учащегося чувство неуверенности в своих силах, чего следует всячески избегать. Как бы ни мал был запас языковых средств, которыми на каждой данной стадии обучения пользуется учащийся, он должен использовать его уверенно и почти безошибочно. «Продвигаться небольшими шагами, но уверенно» — вот девиз, под которым должна проходить тренировочная работа. В ошибках учащихся почти всегда виноват учитель или учебник, т. е. отсутствие должной тренировочной работы, слишком быстрое продвижение или неправильное построение упражнений.
6. Психологической основой всех тренировочных упражнений является аналогия. Поэтому задание упражнения должно быть возможно более четким и включать образец выполнения.
7. Обучающее тренировочное упражнение должно состоять из достаточного количества (до 10) однородных элементов. Контрольные упражнения, как правило, составляются из разнородных элементов.
8. Упражнения для самостоятельного выполнения должны быть снабжены ключами для самопроверки.
9. Упражнения в устных ВКД должны быть преимущественно устными (звуковыми).
10. Необходимо учитывать, что тренировочные упражнения быстро утомляют учащихся. Поэтому им надо по возможности придавать коммуникативную форму, а также сопровождать средствами наглядности. При всех условиях серии тренировочных упражнений не могут быть слишком длительными и должны достаточно часто чередоваться с синтетическими упражнениями.
Синтетические упражнения разделяются на две разновидности: упражнения, в которых некоторые языковые явления, ранее отработанные путем, тренировочных упражнений в том же ВКД, искусственно концентрируются или «навязываются» обучаемому, и упражнения, в которых такие ограничения отсутствуют. Первую разновидность естественно назвать направленными синтетическими упражнениями, вторую — ненаправленными или свободными.
В направленных синтетических упражнениях обучаемому предлагается продуцировать или принимать сообщения с обязательным (и более частым, чем обычно) употреблением тех или иных языковых явлений (знаков, моделей). Предпочтительно, чтобы эти явления были четко выделены (например, выписаны на доске). Направленные синтетические упражнения образуют промежуточную ступень между тренировочными упражнениями и реальной или имитируемой коммуникацией.
Вслед за направленными синтетическими упражнениями следуют ненаправленные или свободные, в которых учащемуся предоставляется возможность употреблять или принимать любые из ранее отработанных или вообще известных ему языковых явлений. На знаковый продукт, продуцируемый самим учащимся, здесь не накладывается никаких ограничений; тот материал, который предлагается для рецепции, должен быть, конечно, ограничен явлениями, уже известными обучаемому (за исключением тех упражнений в чтении, которые преследуют цель научить пользоваться словарем). В синтетических упражнениях, как правило, не вводится новый языковой материал.
Тренировочные и синтетические упражнения в разных ВКД, естественно, распределяются между классной (аудиторной) и самостоятельной (домашней или лабораторной) работой учащихся. Упражнения в письменных ВКД (чтении про себя и письме, а также в письменном переводе) с успехом могут выполняться дома (при наличии адекватного текстового учебника с ключами). Тренировочные и синтетические упражнения в слушании также могут быть отнесены на самостоятельную работу, но для этого необходимы надлежащим образом оборудованные лаборатории или наличие магнитофона и звуковых программ на дому. При этих условиях самостоятельно может выполняться и значительная часть тренировочных упражнений в говорении, чтении вслух и записи речи, а также в устном переводе.