Имеется лишь один разряд упражнений, которые обязательно должны выполняться в классе при активном участии учителя, — это синтетические коммуникативные упражнения в говорении. При отсутствии возможностей массовой самостоятельной работы со звуковыми техническими средствами в классе приходится выполнять, кроме того, все тренировочные упражнения в говорении, а также тренировочные и синтетические упражнения в слушании. Отсюда видно, какую огромную экономию времени может дать правильное использование простейших технических средств.
Организация синтетических упражнений в говорении (одновременно являющихся упражнениями в слушании) требует от преподавателя особых усилий и тщательной подготовки. Одним из аспектов этой работы является воссоздание коммуникативных ситуаций для устного обмена сообщениями.
Немаловажным компонентом обучения языку является работа по устранению ошибок в коммуникативной деятельности учащихся. Как мы уже указывали, вся учебная работа должна строиться так, чтобы предупреждать появление большого числа ошибок у среднего учащегося в ходе его коммуникативной деятельности. Таким образом, в основе борьбы с ошибками должна лежать профилактика ошибок, которая состоит в правильной организации учебной работы, и прежде всего в применении рациональной системы упражнений.
Однако в силу ряда причин ошибки неизбежны на всех стадиях обучения. Индивидуальные способности учащихся к иностранным языкам всегда различны; нередко преподаватель получает группу учащихся, ранее уже изучавших язык, но имеющих многочисленные дефекты в коммуникативных навыках. Поэтому в целях предупреждения ошибок приходится систематически работать над их искоренением.
Ошибка в коммуникативной деятельности, если она не является случайной оговоркой, есть не что иное, как симптом какого-то дефекта в коммуникаторе индивида. И подобно тому, как это делается в медицине, «излечение» от ошибок включает три фазы: 1) наблюдение над «симптомами», т. е. тщательная регистрация ошибок учащегося в ходе выполнения им учебных упражнений разного рода; 2) «диагностирование» ошибок, т.е. установление тех дефектов коммуникатора, которые явились их причиной; 3) «лечение», т. е. назначение упражнений тренировочного характера, которые должны устранить эти дефекты.
При этом важно различать ошибки, присущие только одному учащемуся (индивидуальные) и свойственные всей группе (групповые). Ошибки второго рода устраняются путем внесения соответствующих изменений в общий план занятий, главным образом путем добавления отдельных упражнений по уже пройденному материалу за счет сокращения нового. Для устранения индивидуальных ошибок необходимо давать индивидуальные задания; при отсутствии звуковых лабораторий эта работа требует больших затрат времени у преподавателя, но избежать ее нельзя.
Большое значение для успеха обучения имеет рациональная организация урока. Обязательно, чтобы каждый урок имел четкую коммуникативную учебную задачу в виде знаков и моделей, подлежащих отработке в определенных видах коммуникативной деятельности (преимущественно говорении и слушании). Часть уроков может быть полностью посвящена синтетической работе без введения какого-либо нового материала — такие повторительные или обобщающие уроки весьма полезны в психологическом отношении, ибо снимают напряжение, связанное с беспрерывным появлением нового материала, и создают у учащихся чувство успеха.
Нет сомнения в том, что упражнения в письменной коммуникации и вторичных ВКД, а также упражнения некоммуникативного характера и пояснения разного рода должны отойти на второй план, предоставив драгоценное урочное время в распоряжение устных ВКД — слушания и, в первую очередь, говорения. В высшей степени желательно, чтобы хотя бы в части уроков устная работа сопровождалась использованием наглядных пособий, диа- и кинофильмов, картин или даже простых схематических рисунков.