Помимо обучающих упражнений, составляющих главное содержание обучения, применяется некоторое количество контрольных упражнений, цель которых — установить, усвоено ли учащимися данное коммуникативное явление (точнее, создан ли в коммуникаторе учащихся требуемый компонент в виде знакового отпечатка, модели, их маркировок, операторов пользования ими). Число контрольных упражнений не должно быть велико: проверка усвоения может быть осуществлена (и в ряде случаев должна осуществляться) в ходе обычных обучающих упражнений, без специальных «тестов». Надо Помнить, что контрольные процедуры часто не имеют обучающей ценности и лишь нервируют учащихся. Для современного состояния обучения языкам вполне справедлив был бы лозунг: «Больше учить, меньше опрашивать!» В связи с этим особое внимание следует уделить разработке упражнений смешанного типа — контрольно-обучающих.
Выше уже отмечалось, что по общему содержанию и способу организации учебные упражнения делятся на упражнения коммуникативного характера, которые должны полностью преобладать в обучении, и некоммуникативные упражнения (к числу последних относится, например, анализ разного рода — столь же излюбленная, сколь неэффективная учебная процедура традиционной методики).
Упражнения коммуникативного характера, естественно, делятся на коммуникативные, выполняемые в обстановке, воспроизводящей или имитирующей условия языковой коммуникации, и предкоммуникативные, являющиеся подготовительными к коммуникативной деятельности.
По учебной цели и содержанию упражнения делятся на синтетические и тренировочные. В тренировочных упражнениях отрабатываются отдельные языковые явления или группы явлений, в синтетических учащийся побуждается к употреблению в коммуникативной деятельности (рецептивной или продуктивной) всей суммы или любой части из ранее усвоенных им языковых явлений.
Тренировочные упражнения чаще бывают предкоммуникативными, однако они могут иметь и коммуникативную природу при соответствующей их организации и оформлении. Так, упражнения на активизацию какой-либо модели вопросительного предложения могут иметь вид последовательных однотипных вопросов, относящихся к реальным предметам и явлениям и требующих ответа.
Синтетические упражнения большей частью относятся к коммуникативным: естественная устная коммуникация (диалог, монолог) сама по себе есть коммуникативное синтетическое упражнение в говорении.
Тренировочные и синтетические упражнения в одинаковой мере актуальны для обучения языку; недооценка любого из этих двух разрядов упражнений недопустима.
Ранее чаще приходилось сталкиваться с недооценкой (и просто отсутствием) тренировочных упражнений, пустившей глубокие корни в традиционной методике, которая, как известно, не уделяла особого внимания достижению конкретных коммуникативных целей в обучении языку, принося их в жертву «расширению филологического кругозора», якобы достигавшемуся путем запоминания грамматических правил. Тренировочные упражнения нередко третировались методистами как «механические», «не развивающие» и т. п. При этом игнорировался тот очевидный факт, что способность участвовать в любом виде коммуникативной деятельности есть сложный психофизиологический комплекс и что создать этот комплекс у обучаемого можно только путем последовательного внедрения его элементов, т. е. путем систематической тренировки в исполнении отдельных аспектов данного вида коммуникативной деятельности. Существует полная аналогия между ролью тренировочных упражнений в обучении языку (коммуникативной деятельности) и при овладении такими видами деятельности, как игра на музыкальном инструменте, плавание, выполнение математических операций и т. п. Попытка овладеть любой физической или умственной деятельностью сразу во всей ее сложности, без предварительной отработки ее элементов, неминуемо приведет к неудаче.