Обучающий должен быть уверен в том, что применяемые им упражнения действительно имеют тренировочный характер; для этого он должен точно знать коммуникативное назначение не только каждого типа тренировочных упражнений, но и каждого отдельного упражнения. Тренировочные упражнения должны составлять цельную систему, содержащую ряд подсистем.
Иногда высказывается мнение, что тренировочные упражнения уместны только на начальных этапах обучения языку, а для продвинутых этапов они слишком элементарны. Это мнение в корне ошибочно. О какой бы стадии обучения языку ни шла речь, оно всегда сводится в конечном счете к овладению определенными знаками, моделями и коммуникативными навыками в определенных видах коммуникативной деятельности. Эти знаки и модели могут быть звуковыми и графическими, более простыми и более сложными, употребительными в разных субъязыках (соответственно распределяясь по годам обучения), но суть дела от этого не меняется: ими всегда надо овладевать по отдельности, т. е. через систему тренировочных упражнений, за которыми следуют упражнения синтетические. Необходимо подчеркнуть, что как тренировочные, так и синтетические упражнения должны применяться на всем протяжении обучения языку, сколько бы оно ни длилось.
Признание важнейшей роли тренировочных упражнений не должно повлечь за собой недооценку упражнений синтетических, свойственную некоторым школам современной методики.
Тренировочные упражнения, при помощи которых отрабатываются отдельные детали коммуникативного механизма, необходимы, но сами по себе они не ведут к овладению языковой коммуникацией. Надо еще собрать изготовленные детали, соединить их в единый коммуникативный комплекс, развить способность к спонтанной и высокотехничной коммуникативной деятельности, а для этого требуется система синтетических коммуникативных упражнений.
Тренировочные упражнения — это лишь подготовительная ступень к упражнениям синтетически-коммуникативным. За каждой серией тренировочных (предкоммуникативных и коммуникативных) упражнений должна следовать серия синтетических (преимущественно коммуникативных) упражнений, где вновь отработанные явления языковой коммуникации будут синтезироваться с освоенными ранее в реальной или имитируемой коммуникативной деятельности. При этом определенная последовательность тренировочных и синтетических упражнений должна соблюдаться на всем протяжении обучения языку.
Рассмотрим некоторые черты тренировочных и синтетических упражнений.
Каждое отдельное учебное упражнение или элемент упражнения, как правило, содержит две фазы: стимул, задаваемый преподавателем или учебным пособием, и реакцию обучаемого. Ниже мы увидим, что как стимулы, так и реакции могут быть разнообразными, меняясь в зависимости от назначения и содержания упражнения. В частном случае некоторых упражнений в рецепции (слушание, чтение про себя) наблюдаемая реакция обучаемого отсутствует (упражнения с «нулевой реакцией»).
Для того чтобы тренировочное упражнение имело максимальную обучающую ценность, оно должно удовлетворять ряду условий, и в том числе следующим:
1. Задание упражнения должно воспроизводить наиболее прямой способ создания требуемого компонента коммуникатора: отпечатка знака, модели, элемента, группы элементов или оператора. И преподаватель, и обучаемый должны точно знать, какая именно единица (элемент, знак, модель и в каком ВКД) подлежит отработке в данном упражнении, т. е. что является его темой.
2. Единицы, отрабатываемые в упражнениях, и их последовательность определяются программой и содержанием учебника.
3. Помимо единицы (языкового явления), являющейся темой данного упражнения, оно почти всегда будет содержать целый ряд других языковых явлений — знаков и моделей. Эти побочные явления ни в коем случае не должны быть случайными, как это нередко наблюдается. Во-первых, все нетематические явления должны быть заранее отработаны обучаемым. Во-вторых, все языковые знаки, передаваемые или принимаемые учащимися в ходе выполнения упражнений, должны иметь коммуникативную ценность, т. е. быть пригодными к использованию в обмене информацией на программные темы.
4. Из п. 3 следует, что каждое упражнение должно иметь только одну трудность, каковой и является тема упражнений.