Влияние на организацию обучения иностранному языку таких факторов, как время обучения, число учащихся и т. п., достаточно очевидно. Здесь мы отметим лишь, что эти условия должны гармонировать с коммуникативными целями обучения: никакая, даже самая рациональная, методика обучения не сможет обеспечить достижения поставленных коммуникативных целей, если слишком мал общий срок обучения, если число недельных часов аудиторных (классных) занятий недостаточно, если учащиеся чрезмерно перегружены другими дисциплинами и не имеют времени на самостоятельные занятия по языку, если число учащихся в группе слишком велико и т. д. Особо тщательно нужно взвесить коммуникативные возможности обучения языку в средней школе, где все эти факторы в общем неблагоприятны. Завышенные цели обучения, не учитывающие реальных возможностей, самым отрицательным образом сказываются на ходе учебного процесса. Мы еще раз возвращаемся к тому, что главным принципом школьного обучения иностранным языкам должно быть обязательное достижение скромных, но коммуникативно ценных целей.
Программа обучения. Правильно составленная и достаточно детализированная программа — главное условие рациональной постановки обучения иностранному языку. Базируясь на коммуникативных целях и конкретных условиях обучения, программа, в свою очередь, служит основой для определения содержания обучения и его средств.
Программа обучения иностранному языку — это прежде всего детализированное описание минимального коммуникатора, т. е. той «лингвистической способности», которая сможет обеспечить реализацию намеченных коммуникативных целей обучения. Кроме того, программа указывает последовательность формирования отдельных компонентов коммуникатора с указанием промежуточных стадий обучения (по годам, полугодиям и т. д.), которые могут соответствовать частным коммуникативным целям.
Следует отметить, что адекватные программы обучения пока не разработаны ни для одного языка. Более того, лингвистика и психолингвистика еще не в состоянии предоставить в распоряжение методики все те данные, которые необходимы для создания рациональных программ. Однако есть смысл обрисовать контуры «идеальной» программы, ибо уже в ближайшее время можно будет значительно приблизиться к ее реализации. Во многих отношениях существующие программы могут быть восполнены и детализированы, а в иных случаях и скорректированы самим учителем.
Поскольку коммуникативные задания по устной и письменной коммуникации обычно сильно различаются (см., например, ориентировочные коммуникативные задания для школы, сформулированные выше), целесообразно иметь в программе самостоятельные разделы для устного и письменного субкоммуникаторов, указывая также взаимосвязь между ними.
Для того чтобы программа имела коммуникативный характер, т. е. давала возможность непрерывного участия обучаемых в коммуникативных процессах, по возможности приближающихся к естественным, ее целесообразно строить по тематическому принципу. Тема как одна из главных характеристик языковых сообщений в значительной степени предопределяет выбор знаково-модельного материала и тем самым используется в качестве главного стержня в процессе обучения. В известной степени тема является также «поводом» для введения языкового материала, общая актуальность которого (также и за пределами данной темы) доказана лингвостатистическими исследованиями. Однако большая часть знаково-модельного, а на первых стадиях обучения и элементного материала должна быть естественно привязана к коммуникативной теме устного или письменного общения. В значительной части, но отнюдь не полностью, темы, отрабатываемые в устной и письменной коммуникации, будут совпадать. Точнее говоря, помимо тем, которые подлежат отработке как в устной речи, так и в чтении, будут темы, используемые только в чтении. Чисто устные темы едва ли должны фигурировать в программе для средней школы, хотя они, как указано выше, будут составлять главное содержание программы обучения для детей младшего возраста.