Итак, программа состоит из тематических разделов, в каждом из которых, помимо наименования темы и ее возможных подразделений, содержатся списки знаков и моделей, подлежащих усвоению в определенных ВКД (виды коммуникационной деятельности).
При спецификации программного материала по видам коммуникативной деятельности полезно учитывать возможность полного и частичного усвоения знака или модели в данном ВКД.
Полное усвоение единицы равносильно способности ее использования в коммуникации с соблюдением всех требуемых или предусмотренных программой норм. При частичном усвоении знака или модели индивид владеет лишь некоторыми аспектами коммуникативного функционирования единицы, но может в дальнейшем довести владение ею до требуемого уровня сравнительно легко.
В дальнейшем случаи частичного усвоения будут снабжены оговорками.
Поскольку знаки и модели, усваиваемые в продуктивных ВКД, будут автоматически усвоены также и в рецепции, и учитывая сделанное выше замечание о соотношении устных и письменных ВКД, можно представить программные списки знаков и моделей в следующем виде:
1. Звуковые знаки и модели, подлежащие усвоению в говорении и слушании, а также эквивалентные им письменные единицы, подлежащие усвоению в чтении. Номенклатура этих единиц определяется потребностями говорения как продуктивйого ВКД и соответственно включает знаки всех порядков (словоформы, синтагмы, предложения, группы предложений) и частные модели, в том числе «полуфабрикаты».
Возможность чтения про себя и вслух материала, эквивалентного тому, который усваивается в говорении, несомненно, существенно повышает эффективность обучения этому труднейшему виду коммуникативной деятельности.
2. Звуковые знаки и модели, подлежащие усвоению только в слушании. Эквивалентные им письменные единицы подлежат усвоению в чтении про себя и вслух, что способствует более быстрому овладению слушанием и устанавливает связь между звуковым и графическим материалом в сознании обучаемого.
Овладение единицей в чтении вслух предполагает частичное усвоение ее в говорении (умение произнести известный знак).
3. Письменные знаки и модели, подлежащие усвоению только в чтении про себя. Желательно, чтобы эквивалентные звуковые единицы были частично усвоены в слушании (умение опознать знак и модель в звуковом продукте), а также в чтении вслух.
Списки знаков 2 и 3 включают только недешифруемые знаки (слова-значения и идиомы), а списки моделей — довольно широкий ассортимент общих моделей.
4. Письменные знаки и модели, подлежащие усвоению в письме и в чтении про себя. Основой для отбора служит здесь коммуникативное задание по письменному продуцированию, которое в большинстве систем обучения бывает весьма скромным. Поскольку речь идет о продуктивном ВКД, отбору подлежат знаки всех порядков, частные модели и знаки-полуфабрикаты, функционирующие в избранной сфере письменной коммуникации (например, в деловой или личной переписке).
Во всех случаях единицей знакового списка является знак-значение, т. е. каждое значение словоформы или лексемы регистрируется как отдельная единица. Само собой разумеется, что при разбивке материала по стадиям обучения разные значения слова могут оказаться разделенными интервалами времени в несколько месяцев, а возможно и лет. Это будет зависеть от относительной частотности значений, а также от установленной последовательности тем (разные значения слова могут встретиться в разных темах).