Основным принципом отбора языкового материала для определения знаков и моделей, подлежащих запечатлению в Т- и R-коммуникаторах, и установления последовательности их усвоения является, несомненно, относительная частотность (употребительность) знака или модели в избранной сфере общения. Усваиваться должно только употребительное. Этот общий принцип нуждается, однако, в некоторых уточнениях.
Во-первых, необходимо учитывать не только частотность знака или модели в данном регистре, субрегистре, сфере и теме общения, но и усредненную частотность языковой единицы в большой массе знакового продукта, что определяет степень ее «универсальности». Оба показателя должны быть приняты во внимание при отборе и расположении языковых единиц в программе.
Во-вторых, на любой стадии обучения высокочастотные единицы должны вводиться наряду с некоторым количеством средне- и даже низкочастотных (рекуррентных) единиц. Это правило, касающееся только знаков, но не моделей, обусловлено относительно малой информативностью высокочастотных знаковых единиц: при помощи одних высокочастотных знаков трудно передать полезную и интересную информацию.
В-третьих, частотная последовательность знаков и моделей в заданном регистре или сфере общения будет неизбежно нарушаться тематическим распределением материала, а также влиянием прочих субъязыковых факторов (отношения между трансмиссором и реципиентом, возрастная группа трансмиссора и др.).
На начальной стадии обучения большую роль играет фактор относительной легкости усвоения элементов, знаков и моделей для родного языка обучаемого, который может в не меньшей степени определять порядок их усвоения, чем частотность. Особые трудности для авторов учебников представляет необходимость тесной корреляции между введением новых элементов, знаков и моделей на начальной стадии обучения при соблюдении главного (коммуникативного) принципа обучения.
Применение только что перечисленных принципов отбора учебного языкового материала, базирующееся на предварительном лингвостатистическом обследовании коммуникативных сфер, заданных коммуникативной целью обучения, устранит возможность появления в учебном материале случайных единиц и резко повысит общую эффективность обучения.
Разумеется, для получения всех требуемых данных такого рода потребуется ряд лингвостатистических исследований, в том числе и анализ звукозаписей живой речи, но не следует преувеличивать их объем и трудности; надо учесть, что для методических целей важно лишь приближенное выявление корпуса рекуррентных единиц с грубым их делением на высокочастотную, среднечастотную и низкочастотную зоны. А такие данные могут быть получены небольшим количеством исследований за сравнительно короткое время.
При отсутствии статистических данных будет полезной даже интуитивная оценка употребительности вводимых знаков и моделей в данной сфере, регистре и теме общения. Эта оценка, как мы уже отмечали, базируется на сопоставлении отбираемого материала с «индивидуальным коммуникатором» учителя или автора учебника, которые, как предполагается, в достаточной степени владеют языком, т. е. имеют коммуникатор, по данным показателям приближающийся к усредненному.
И все же получение адекватных лингвостатистических данных следует признать самой актуальной задачей лингвистики и методики, без разрешения которой невозможно создание рациональных систем обучения языкам.