В настоящее время устная речь на иностранном языке в школе является как целью, так и средством обучения. Особенно велика ее роль на начальном этапе, когда в силу своей специфики именно устная речь может обеспечить интерес и мотивацию учения, без которых занятия иностранным языком в школьных условиях становятся малоэффективными. Низкая эффективность обучения чтению в течение первых двух лет обучения (из-за крайне ограниченного языкового материала), большая нагрузка на память, связанная с овладением техникой чтения, затрудняют быстрое продвижение вперед, что часто приводит к отрицательному отношению учащихся к предмету «иностранный язык». В то же время две-три типовые фразы и десяток лексических единиц позволяют воспроизвести ситуацию для говорения, что создает у учащихся уверенность, что уже с первых же уроков они овладевают иностранным языком. Такая психологическая установка на занятиях может при определенных условиях явиться залогом успешности всего дальнейшего обучения.
Устная речь важна не только как стимул для повышения интереса. Она играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности, что является одной из целей общеобразовательной школы. Если на начальной стадии обучения устная речь развивает менее творческие (хотя и совершенно необходимые) виды умственной деятельности, такие, как узнавание и запоминание, в дальнейшем она требует от учащихся все большей мыслительной активности. На уроках создаются своеобразные проблемные ситуации, школьники должны придумать как можно больше решений той или иной речевой задачи с учетом имеющихся в их распоряжении языковых средств, а это способствует развитию их умственной деятельности. С нашей точки зрения, именно развивающие возможности устной речи и являются причиной всевозрастающего интереса к ней методистов и учителей-практиков.
Несмотря на обилие работ по обучению устной речи, многие проблемы еще далеки от своего решения. Некоторые из них выходят за пределы собственно методики как науки и относятся к компетенции смежных с методикой наук, а именно психологии, психолингвистики и т. д. Другие связаны непосредственно с методикой. К чисто методическим проблемам относятся, например, следующие: что должно быть положено в основу обучения устной речи — зрительное или слуховое восприятие, связный текст или материал, состоящий из отдельных единиц, которые учащиеся организуют самостоятельно в зависимости от ситуации общения? Какой вид речевой деятельности — монологическая или диалогическая устная речь — должен быть объектом обучения в школе, а если оба, то какова должна быть их последовательность? Следует ли регламентировать тематику устной речи и что понимать под темой и ситуацией? Какова должна быть система упражнений для развития различных умений в устной речи и как эти упражнения должны быть взаимосвязаны? Как создать коммуникативную обстановку на уроке и заставить учащихся преодолеть психологический барьер, который, как правило, возникает при говорении на уроке иностранного языка? Какому виду устной экспрессивной речи следует обучать в школе — подготовленной или неподготовленной — и что следует понимать под неподготовленной устной речью?
Как известно, для речевого производства требуется выполнение программы мыслительного содержания и программы языковой реализации. Трудность одновременной реализации учащимися этих двух программ побуждает методистов к поискам приемов, облегчающих данную задачу. Наиболее распространенным среди них является пересказ текста (прочитанного или прослушанного), который обеспечивает либо смысловое, либо языковое содержание речи, либо то и другое. Пересказ создает основу для частичного переноса смыслового содержания и языковых средств в другую аналогичную, но чем-то отличающуюся от данной ситуацию.