Если студент сможет кратко пересказать прочитанное, определить главные языковые и стилистические средства, использованные автором, и объяснить их значение и основные идеи произведения, то можно считать, что он выполнил поставленную перед ним задачу.
Естественно, что размер анализируемого отрывка и глубина его анализа будет увеличиваться и усложняться от семестра к семестру. На IV курсе целесообразнее анализировать такие отрывки, в которых выразительные средства ярче и потому легче обнаруживаются. На V курсе студенты сами должны уметь отбирать наиболее интересные для анализа отрывки.
Чтение, как и всякий другой вид языковой деятельности, требует для своего развития специальных упражнений. Само чтение является для этого хорошим упражнением, однако его недостаточно, чтобы «вычитывать из текста, все, что в нем заложено».
Учебники для высшей школы, за редким исключением, страдают тем недостатком, что мало учат работе над текстом. В большинстве случаев текст служит либо материалом для развития навыка устной речи, либо источником ознакомления с новым языковым материалом (лексикой и грамматикой). Если студенты поняли текст, усвоили содержащуюся в нем лексику и грамматику и научились пересказывать его, то работа над текстом часто заканчивается и к нему больше не возвращаются. Между тем, только тогда и следует начать серьезно работать над текстом, для чего должны быть предусмотрены специальные упражнения. Эти упражнения можно условно подразделить на три вида:
1. Смысловые упражнения, относящиеся к содержанию прочитанного,
2. Языковые упражнения,
3. Упражнения, в которых сочетается работа над содержанием и языком.
Рассмотрим эти упражнения применительно к младшим (I-II) и старшим (III-V) курсам.
Упражнения для младших курсов.
Смысловые упражнения. К смысловым можно отнести следующие виды упражнений:
А. Упражнения, способствующие более внимательной ориентировке в тексте, например:
1) Выпишите из текста все предложения, в которых описывается природа, погода, какие-либо события, действующие лица (их внешний вид, поступки, эмоции и т.д.).
2) Расчлените текст на смысловые отрывки и озаглавьте их.
3) Найдите в тексте прямые или косвенные ответы на следующие вопросы, например: какое время года описывает автор? (В тексте имеется описание погоды, но не указывается в какое время года происходят описываемые события). Когда родился описываемый герой (имеется указание, что он родился за год до первой мировой войны) и т.п.
Б. Упражнения, связанные со смысловым преобразованием текста или изменением его архитектоники.
1) Прочтите текст, исключив все детали и сохранив основную сюжетную линию текста.
2) Прочтите текст, дополнив его возможными подробностями.
3) Измените начало или конец текста.
4) Объедините материал текста тематически: объедините в прочитанном отрывке все предложения, относящиеся к описанию времени или места действия, к описанию характера действующих лиц и т.д.
Языковые упражнения.
А. Наиболее простыми будут упражнения в нахождении каких-либо языковых явлений в тексте, например:
1) Как в прочитанном тексте выражено предшествование одного действия другому?
2) Как выражено действие в будущем времени?
3) Какими грамматическими средствами выражена новая информация?
4) Какие фразеологические обороты содержатся в тексте?
5) Имеются ли в тексте иностранные слова?
6) Какие эпитеты, сравнения использовал автор для описания природы, обстановки, внешности героя и т.д.?
Б. Более трудными будут те упражнения, которые потребуют не только наблюдательности, но и размышления по поводу опрашиваемых фактов, например:
1) Какое значение приобретают в прочитанном тексте глаголы с приставками aus, mit, zu и т.д.?
2) По каким признакам вы определяете, что данные слова являются иностранными?
3) Какие синонимы использовал автор для того, чтобы выразить особые оттенки движения, состояния и т.д.?
Упражнения, в которых сочетается работа над содержанием и языком
Эти упражнения представляют наибольшую трудность и потому на младших курсах Число их будет ограничено: сюда можно отнести, например, следующие:
1) Какими языковыми средствами выражены эмоции действующих лиц?
2) Какими языковыми средствами достигается динамичность описываемых событий?
3) Какую лексику использовал автор для того, чтобы выразить свое отношение или отношение героя к высказываемому?