Итак, прежде всего определим главную задачу аналитического чтения на старших курсах. Как нам представляется, она заключается в том, чтобы научить студента вдумчиво читать текст, то есть соотносить содержание с языковой формой. Это, в свою очередь, означает, что студент должен не только понять сюжетную линию текста, но и подтекст и отношение автора к написанному, причем и в том случае, если оно не выражено устами героев. Такое понимание текста студентом достигается путем анализа лексики, грамматических конструкций, интонации и различных стилистических средств, использованных автором.
Помимо этой основной задачи, аналитическое чтение преследует и другие: обогащение словаря и в какой-то мере развитие навыка устной речи.
Еще раз кратко остановимся на выборе материала. Для аналитического чтения на IV и V курсах целесообразно выбирать отрывки из одного произведения, предлагая студентам прочитать все произведение дома. Знакомясь со всем произведением, студенту легче правильно оценить и отдельные отрывки из этого произведения, так как ему уже будет ясен большой контекст. Без знания большого контекста нередко нельзя правильно понять анализируемый отрывок.
Только большой контекст подсказывает правильное толкование конкретной фразы. Это, между прочим, лишний раз свидетельствует о несовершенстве письменной (написанной) речи. В устной (произнесенной) речи точный смысл фразы устанавливается обычно с помощью интонации.
Для успешного проведения аналитического чтения вполне достаточно одного двухчасового занятия в неделю при четырехчасовой домашней подготовке. К каждому занятию студент подготавливает примерно 3-5 страниц печатного текста.
В задачу студента входит: а) запоминание содержания заданного отрывка (при передаче содержания желательно частично использовать новую лексику, с которой студент познакомился в данном отрывке); б) раскрытие идейного содержания отрывка и определение отношения автора к героям, событиям, обстановке и т.д.; в (анализ языковых и стилистических средств, с помощью которых автор определяет свое отношение к героям, событиям и т.д.
Передача содержания отрывка должна быть краткой. Этому следует специально учить студентов на занятиях по развитию устной речи. В то же время, путем ряда вопросов следует убедиться в том, что от студентов не ускользнули отдельные детали, о чем подробнее будет сказано ниже.
Определить отношение автора к высказываемому студенты должны исходя из общего содержания отрывка, то есть логическим путем, а также путем формального анализа всех использованных автором языковых и стилистических средств.
На логическом анализе мы останавливаться не будем, так как этому специально не учат в высшей школе. Это задача средней школы. Кроме того, о нем уже частично шла речь раньше.
Значительно большие трудности испытывают студенты при языковом и стилистическом анализе текста, ибо здесь им приходится творчески использовать те знания, которые они приобрели из курсов лексикологии, стилистики, грамматики и фонетики (главным образом, в области интонации).
Работа по анализу литературного текста складывается из умения находить нужные для объяснения замысла автора языковые средства и умения правильно истолковать их.
Каждый автор использует разнообразные языковые и стилистические средства для передачи содержания, однако среди них можно выделить те, которые являются особенно типичными для данного писателя. На них и следует сосредоточить внимание студента.
Так, например, для прозы Гейне очень типична персонификация при описании природы и различные средства иронии (двусмысленность, антитезы и перифразы и т.д.) при описании событий и действующих лиц.