Б. Письменный язык
Приводимые здесь упражнения имеют целью запечатление в памяти обучаемого графического образа R-моделей и отработку операторов пользования ими в актах рецепции. В качестве побочной цели в части упражнений выступает установление корреляции между грамматическими знаками и моделями письменного и звукового языков и частичное овладение эквивалентной звуковой R-моделью. Поскольку в данном разделе описывается третий и последний компонент овладения чтением про себя, здесь приводятся также типы синтетических упражнений по развитию навыков быстрого чтения.
Как и в предыдущих разделах, многие из перечисляемых ниже упражнений параллельны тем, которые применяются при рецептивном усвоении звуковых R-моделей. В процессе обучения эти родственные упражнения часто следуют непосредственно друг за другом.
1. Чтение про себя серии однотипных знаков с данной R-моделью. Сложные знаки должны преимущественно различаться на одно-два слова, т. е. имеют вид подстановочных таблиц. Все простые знаки должны быть уже известны обучаемому.
Комментарий в учебнике, иногда снабжаемый схемой модели, обычно бывает достаточным для ее описания и семантизации примеров. На уроке часто бывает уместным применение схем и таблиц.
2. Чтение вслух знаков, приведенных в упражнении 1. Если эквивалентная звуковая модель не предназначена для специальной рецептивной отработки, то на этом работа с ней заканчивается.
3. Чтение про себя и вслух знаковых компонентов сложных знаков, где вычленяется один и тот же грамматический знак.
4. Чтение и семантизация пар сообщений или более простых знаков, где вводимая R-модель контрастирует с введенной ранее: по наличию — отсутствию сегментных грамматических знаков; по наличию разных сегментных грамматических знаков; по наличию разных супрасегментных грамматических знаков (пунктуационных знаков, строчных и заглавных букв и др.).
5. Написание или выбор формулы R-модели, использованной для дешифровки прочитанного знака (упражнение может быть применено при обучении взрослых).
6. Подбор карточек со знаками, содержащими одну R-модель.
7. Подбор карточек со знаками, содержащими две контрастирующие R-модели.
8. Для морфологических R-моделей: чтение про себя и вслух серии типовых предложений или синтагм, различающихся по одному слову в однотипной форме.
9. Чтение пар типовых сложных знаков с контрастируемыми словоформами.
10. Чтение рядов однотипных словоформ.
11. Подбор карточек с однотипными словоформами.
12. Чтение типовых сложных знаков, представляющих все парадигматические формы правильно изменяемого слова.
13. Чтение парадигм правильно изменяемых слов.
14. Подбор карточек со знаками, содержащими члены парадигмы слова.
15. Упражнение типа «Читай и выполняй»: учащийся выполняет действия, предписанные в читаемых сообщениях с R-моделью или контрастирующими моделями.
16. Перевод на родной язык прочитанного знака с R-моделью и пар знаков с контрастирующими моделями, одна из которых была усвоена ранее.
17. Чтение пар и групп сложных знаков, содержащих разные значения многозначной R-модели.
18. Письменное перефразирование знака с R-моделью на изучаемом языке (упражнение в трансмиссии).
19. Чтение групп многозначных сложных знаков, включающих: многозначные слова; многозначные R-модели; разные варианты вторичной сегментации. (Здесь необходимы комментарии учителя или учебника.)
20. Указание правильных (в данном контексте) вариантов значения многозначных сложных знаков путем перевода на родной язык или перефразировки.
21. Установление знакотипа, к которому относится недешифруемый простой знак в R-модели.
22. Выведение значения прочитанного в сложном знаке слова по другому известному значению.