23. Синтетическое направленное упражнение: чтение текста с повышенной частотностью употребления R-модели. Используются два вида текстов: не содержащие неизвестных обучаемому недешифруемых знаков (слов, идиом) и содержащие некоторый процент неизвестных недешифруемых знаков, значение которых подлежит установлению при помощи словаря.
Виды реакции: нулевая; письменный перевод всего текста или его части на родной язык; изложение содержания прочитанного на родном языке; ответ на вопросы по тексту на изучаемом языке; изложение прочитанного на изучаемом языке. Последние два варианта являются упражнениями в трансмиссии и соответственно не являются органической частью обучения рецепции.
24. Синтетическое ненаправленное упражнение: чтение текста, включающего естественный набор усвоенных ранее R-моделей и знаков с обеспечением достаточной их повторяемости. Виды текстов и реакции те же, что и в предыдущем упражнении.
Упражнения 23 и 24 при нулевой реакции — это обычное чтение про себя связных учебных или облегченных (адаптированных) литературно-художественных, газетных, научных и других текстов. На продвинутых стадиях обучения в высших учебных заведениях переходят к чтению неадаптированных текстов при помощи словаря.
Весьма важно, чтобы объем регулярно читаемого материала был достаточно большим, язык — легким для понимания, а содержание — интересным для учащихся данной категории. Достаточное количество текстов вообще не должно содержать неизвестные недешифруемых знаков (плато-тексты). Только эти условия в сочетании с выполнением всего комплекса тренировочных упражнений в чтении могут обеспечить быстрое овладение этим важнейшим видом коммуникативной деятельности, для чего требуется специальный учебник чтения или соответствующий компонент общего учебника. К этой цели не ведут ни аналитические разборы случайно выбранных небольших отрезков текста, ни попытки активизации произвольно выбираемой части читаемого материала в говорении.
В перечисленных выше упражнениях использовались тексты с обычным печатным письмом. Навыки чтения ручного письма осваиваются на определенной (не начальной) стадии обучения путем дублирования части упражнений с подачей текста в печатной и рукописной форме.
В некоторых системах обучения требуется специальная тренировка в рецепции особых графемных вариантов (например, готического шрифта и ручного письма в немецком языке), а также малоразборчивого письма (скорописи).
При использовании рациональных учебников чтения нет необходимости в традиционной процедуре выписывания слов-значений из словаря в индивидуальные вокабуляры. Но если такой учебник отсутствует, то приходится прибегать к этой процедуре, что требует более раннего продуктивного и рецептивного усвоения ручного письма.
В современных условиях большое значение приобретает быстрое и сверхбыстрое чтение про себя. Как уже отмечалось выше, быстрое чтение может быть достигнуто только путем преодоления попыток мысленной вокализации и полного переключения на чисто графические образы знаков и моделей. Этот весьма важный для методики факт имеет свои следствия:
1. При обучении чтению про себя не следует уделять слишком много внимания чтению вслух, и в частности ни в коем случае нельзя побуждать учащегося (за исключением ранних стадий обучения) читать вслух или даже мысленно проговаривать весь материал, предназначенный для чтения про себя.
2. Удельный вес корреляционных упражнений должен также быть не велик.
3. Следует обращать особое внимание на постепенное повышение темпа выполнения всех упражнений, связанных с выполнением рецептивных операций сличения, семантизации и контроля. Весьма полезны для этой цели механические устройства типа фразоскопов, в которых можно регулировать скорость подачи текста. В этих аппаратах отрезок текста проектируется на экран и остается там в течение контролируемого времени (секунды, доли секунд). По истечении этого времени отрезок текста сменяется другим. Постепенное уменьшение времени задержки текста заставляет операторы рецепции совершенствовать свою работу, и на определенном этапе мысленное проговаривание становится уже физически невыполнимым.
При этом учащийся привыкает охватывать взглядом сразу большие отрезки текста.
При отсутствии фразоскопов повышение темпа чтения обеспечивается простым ограничением времени на выполнение упражнений, включая пользование словарем.