А. Звуковой язык
Как мы знаем, структура сообщений в звуковом языке в общем значительно проще, чем в письменном. Тем не менее освоение процесса дешифровки звуковых сообщений связано с рядом специфических трудностей, из которых отметим: невозможность возвращения к прослушанному участку знакового продукта; недостаточная четкость воспроизведения грамматических маркеров и знакоразделительных средств в звуковом продукте; применение специфических сверхфразовых структур, включающих две или несколько соседних реплик; ситуативная обусловленность многих форм. Преодоление этих трудностей требует специальной тренировочной и синтетической работы.
Перечислим некоторые типы упражнений, которые могут быть использованы для обучения дешифровке устных сообщений (все недешифруемые знаки, входящие в состав упражнений, должны быть отработаны заранее):
1. Прослушивание серии одноструктурных знаков, для дешифровки которых применима данная R-модель. Если структура (модель) является ступенчатой, то все младшие модели должны быть усвоены ранее. Прослушиваемые сложные знаки должны быть по возможности близкими по знаковому составу, в ряде случаев различаясь только на один простой знак (слово). Простые знаки должны быть уже знакомы обучаемому.
Прослушиваемые сложные знаки семантизируются различными способами. Желательно использование средств наглядности, причем особенно эффективными для введения моделей являются учебные диа- и кинофильмы. При этом уместны, а в ряде случаев необходимы комментарии учителя или учебника, в которых вводимая модель описывается с формальной и семантической сторон, сопоставляется с ранее введенными моделями и с близкими моделями родного языка.
Если признано целесообразным вычленить и описать модель (это необходимо далеко не для всех R-моделей), то используются схемы, разрезные таблицы и другие средства наглядности. Следует, однако, помнить, что схемы и таблицы иллюстрируют модели письменного, но не звукового языка, и поэтому на них нельзя особенно полагаться при овладении устной коммуникацией. При обучении взрослых полезно применение буквенных формул моделей. Учебные диа- и кинофильмы могут служить как для введения модели в типовых ситуациях, так и для ее вычленения и описания.
В понятие одноструктурности прослушиваемых знаков, разумеется, входит и интонация, и если речь идет о моделях предложений, то прослушивается серия предложений с определенной интонемой и общим типом значения.
2. Прослушивание знаковых компонентов (например, словоформ) одноструктурных знаков (предложений, синтагм), где присутствуют маркирующие модель фонемные грамматические знаки. Эти знаки вычленяются при помощи комментария. Цель этого и следующих упражнений — сосредоточить внимание обучаемого на тех компонентах сложного знака, которые позволяют опознать в нем R-модель.
3. Прослушивание пар сообщений или более простых знаков, где вводимая R-модель контрастирует с введенной ранее: по наличию — отсутствию сегментных грамматических знаков; по наличию разных сегментных грамматических знаков; по наличию разных супрасегментных грамматических знаков (тонем, интонем). При этом комментируются различия в семантике моделей (типовой семантике знаков).
4. Для морфологических R-моделей (на уровне словоформ) — прослушивание серии предложений или синтагм, различающихся по одному слову в однотипной форме (например, с одинаковым окончанием множественного числа, прошедшего времени и т. п.). Соответствующие лексемы уже должны быть усвоены ранее.
5. Прослушивание пар сложных знаков с контрастируемыми словоформами (единственное число — множественное число, настоящее время — прошедшее время и т. п.). Комментируется различие в типе грамматического значения.
6. Прослушивание рядов однотипных словоформ.