В отличие от обучения Т-моделям усвоение R-моделей обычно не представляет особых трудностей для учащегося, хотя психологически этот участок R-коммуникатора наиболее сложен. Напомним, что опознаванию ограниченного числа повторяющихся (готовых) языковых знаков можно обучить и животных: собаки при соответствующей дрессировке рецептивно усваивают десятки словесных команд. Но дешифровка неизвестных, впервые встреченных сложных знаков доступна, по-видимому, только человеку (о поразительных коммуникативных способностях дельфинов много писалось, но до сих пор никто не доказал, что дельфины способны воспринимать новые команды, составленные из известных им сигналов, а это как раз и могло бы отличить дельфинов от всех прочих животных).
Относительная легкость усвоения R-моделей объясняется далеко идущим параллелизмом между моделями двух языков прежде всего в плане содержания, а отчасти и в плане соотношения между содержанием и формой.
В комплексе упражнений по рецептивному овладению знаковыми отпечатками были упражнения, предназначенные для маркирования отпечатка принадлежностью к знакотипу. Поскольку такая маркировка коммуникативно используется именно в операциях дешифровки (семантизации) неизвестного сложного знака, эти упражнения являются как бы подготовительными к тем, которые рассматриваются в данном разделе.
Само собой разумеется, нельзя предполагать, что три перечисленные частные учебные задачи овладения рецепцией (овладение элементами, знаками и моделями) должны решаться в указанной последовательности, одна после другой. Во многих упражнениях предыдущего раздела усваиваемый знак фигурировал в более сложных знаковых образованиях, а это означает, что операция усвоения знака сочеталась с применением знакодешифрующих моделей, которые предполагались усвоенными ранее. Даже при овладении системой элементов, которое сосредоточено в пределах начального периода обучения (например, нескольких месяцев), должно быть предусмотрено введение определенного набора R-отпечатков и R-моделей вместе с соответствующими операторами.
Процесс обучения должен, таким образом, представлять собой сложное и гармоническое соединение упражнений по созданию разных участков коммуникатора, которые в каждый данный момент обучения и начиная с самых ранних его этапов должны быть готовы функционировать как единое целое, хотя бы и в ограниченной коммуникативной сфере. Поэтому на каждом отрезке обучения предусматривается введение определенных R-знаков и моделей, а на начальной стадии — также и усвоение определенных элементов. При этом одновременно ведется работа над звуковым и письменным языками и, кроме того, подключается продуктивное усвоение части материала, усвоенного в рецепции.
Упражнения по усвоению R-моделей и соответствующих операторов разделяются на несколько групп:
1. Упражнения по вычленению и запечатлению в памяти R-модели.
2. Упражнения по опознанию R-модели в знаковом продукте.
3. Упражнения по использованию R-модели для дешифровки сообщений и более простых знаков.
4. Упражнения по вариантной дешифровке (установление разных вариантов семантизации и выбор правильного).
Поскольку одно и то же упражнение иногда может преследовать различные частные дели, имея одну общую коммуникативную задачу — обучение данной R-модели, приводимые ниже упражнения лишь приблизительно разделяются в последовательности только что перечисленных групп.
Вводимые модели должны четко разграничиваться по уровням на модели синтагм (разной сложности), предложений, диалогических единств, модели словоформ и лексем. При этом модели словоформ вводятся в усвоенных ранее синтагматических моделях, но не самостоятельно.
Предусматриваются специальные упражнения на дешифровку сообщений с применением нескольких R-моделей (предварительно усвоенных по отдельности).