Третья операция: замещение свободного места в высказывании. Замещение может быть свободное (применительно к словам со сравнительно неограниченной сочетаемостью) и сопряженное (применительно к словам, сочетаемость которых конструктивно обусловлена). Операция по замещению свободного места в высказывании не вызывает особых затруднений в случае сравнительно неограниченной сочетаемости. При анализе этой операции различают свободные и фразеологически связанные значения слов, употребление которых конструктивно обусловлено, а также самостоятельное употребление и употребление слова в служебной функции. В соответствии с этим можно выделить два типа слов: со сравнительно неограниченной сочетаемостью, которые довольно свободно сочетаются с. другими словами, и с ограниченной, обусловленной сочетаемостью. Последние фигурируют в словаре учащихся не только в основном, но и в дополнительном значении и не требуют определенных сочетаний. К этому типу относятся слова, сочетаемость которых конструктивно обусловлена, и слова, у которых одно из значений фразеологически связано: rnettre en ordre, mettre en marche; Klavir spielen. Строевые слова тоже относятся к этому типу, их употребление вызывает трудности, поскольку они имеют несколько значений (здесь очень важна модель). Особенно трудны слова, которые употребляются самостоятельно и в структурной функции, например такие глаголы во французском языке, как aller, demeurer, venir.
При рассмотрении типов слов в пассивном словаре целесообразно сразу исходить из двух категорий слов: мотивированных и немотивированных. При таком делении учитывается не только лингвистическая природа слова, но и его функционирование в речевой деятельности. Разделение мотивированных и немотивированных слов обусловлено разными операциями при их восприятии. В мотивированных словах больше опор при восприятии — в них выделяются корневые и аффиксальные морфемы, тогда как при восприятии немотивированных слов можно выделить лишь графические комплексы (буквы и буквосочетания). Если взять такой показатель, как длина слова, то он представляет трудность для немотивированных слов. Что касается мотивированных, то здесь длина слова не имеет столь существенного значения, поскольку в момент восприятия уже происходит деятельность по выделению морфем, а это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При восприятии немотивированных слов тоже происходит выделение их признаков, однако при наличии сходных символов может произойти ложная мотивация. Показатель длины слова (односложность, многосложность) проявляет себя на этапе запоминания слова как изолированной единицы, однако этим не ограничивается процесс овладения словом, а поэтому необходимо проанализировать, какое значение имеет этот показатель в рецептивной деятельности — чтении и аудировании. Операции, происходящие при чтении и аудировании, будут иметь много общего, поскольку рецептивная деятельность основывается на восприятии.
Восприятие представляет систему перцептивных действий. Каждое перцептивное действие может осуществляться с помощью различных операций. Для овладения словом с целью пользования им в рецептивной деятельности необходимо закрепление операций автоматизированного выделения графических и акустических опор для понимания. Разница лишь в том, как происходит восприятие — в графическом или звуковом коде.
Существует общее положение, по которому операции в рецептивной деятельности определяются как аналитико-синтетические, исходя из основного вида умственной деятельности. Рассмотрим операции, которые составляют акт восприятия слова сначала в графическом коде.