Специально следует выделять стилистические особенности, возможность употребления явления в устной разговорной речи или его преимущественное использование в книжно-письменном стиле, например замена притяжательного местоимения указательным.
Помимо констатации фактов и указания на формальные признаки функциональный подход требует ознакомления студентов с теми действиями, которыми необходимо овладеть для использования грамматического материала в речи. Здесь же следует оговорить лексические ограничения — указание на то, какие слова не имеют данной грамматической формы, например глаголы, обозначающие переход из одного состояния в другое (aufblhen, erwachen, genesen), не могут спрягаться со вспомогательным глаголом haben; личные формы пассива не могут быть образованы от непереходных глаголов, ср. schlafen, stehen, sitzen; одушевленные существительные мужского рода с суффиксами -ist, -ant, -ot и др. не могут склоняться по сильному склонению.
Стилистические и лексические ограничения составляют так называемый отрицательный опыт (где нельзя употребить данную форму). Следовательно, отрицательный опыт также является составной частью презентации грамматического материала.
Далее мы говорили о комплексном характере изложения. Каждая форма реализуется лишь во фразе, будучи употребленной в предложении или группе предложений. Так, введение падежей, включающее форму существительного в каждом из них в соответствии с типом склонения — сильное, слабое, склонение существительных женского рода, сопровождается показом их синтаксической функции в предложении. Например, Nominativ выступает в роли подлежащего, именной части сказуемого, приложения, предикативного определения. Genitiv в роли несогласованного определения, дополнения, реже именной части сказуемого и т.д. Анализ временных форм немыслим без показа их употребления, для чего требуется не одно, а несколько предложений, ср. Perfekt (в разговоре) и Plusquamperfekt (для выражения предшествования) и т.д.
Перейдем к вопросу о методической организации грамматического материала. Грамматический материал может сообщаться студенту: а) с помощью правил, б) в виде моделей, в) путем сочетания правил и моделей, г) как формы слова (лексический подход).
Как уже отмечалось, при работе над грамматикой рекомендуется использовать правила двух видов: правила инструкции и правила-обобщения.
Правила-инструкции имеют дидактическую направленность, они указывают те действия, которые нужно выполнить для достижения определенной цели — употребить грамматическое явление в речи или опознать его при чтении и на слух.
Правила-обобщения необходимы потому, что они приводят в систему разрозненные сведения и отвечают задаче овладения системой языка.
Во всех случаях правила должны быть краткими, четкими, целенаправленными и ориентировать студентов на употребление явления или его опознавание. Правила следует формулировать на немецком языке.
Грамматическая система языка может быть представлена и в виде моделей. Модель, так же как и правило, обобщает отдельные случаи построения предложений и употребления словоформ.
Модели в сочетании с образцами дают готовые речевые единицы, которые можно употребить для выражения своих мыслей в определенной ситуации; они помогают вскрыть и понять структуру предложения при чтении текста. Однако использование моделей без анализа их компонентов, стремление избегать при семантизации моделей каких-либо пояснений и перевода на родной язык создает основу для формирования механического навыка. Использование моделей без обобщений ведет к перегрузке памяти и делает процесс усвоения более трудоемким.