Презентация нового материала предполагает его устное предъявление со зрительной опорой (преподаватель называет новые формы и одновременно пишет их на доске или студенты следят по книгам; в лаборатории материал подается с пленки, параллельно студенты пользуются печатными пособиями). Опора на слуховой и зрительный анализаторы необходима для прочного усвоения материала. Вопрос о преимуществах одновременного слухового и зрительного предъявления или некоторого устного опережения (сначала только на слух) может быть проверен экспериментальным путем.
Контроль правильности понимания введенного материала является залогом успешной тренировки в дальнейшем.
Первичные упражнения в воспроизведении и распознавании новых структур имеют целью и меморизацию и начало развития грамматических навыков. Сам процесс ознакомления предполагает уже начало развития грамматических умений и навыков (одновременно с восприятием материала). Выполнение устных упражнений сразу вслед за объяснением позволяет студенту «проговорить» новые структуры, это подключает третий анализатор — моторные ощущения, что в большей мере способствует выработке слухо-моторных образов грамматических форм и конструкций, способствуя надежному сохранению полученных знаний и прочности усвоения материала. Из психологии известно, что немедленное воспроизведение материала обеспечивает около 75 процентов его запоминания, отсроченное — 30-35 процентов.
Далее следует остановиться на аудиторных и внеаудиторных формах работы по ознакомлению с новым материалом.
Стремление интенсифицировать педагогический процесс п повысить его эффективность требует более рационального использования времени урока. Большинство методистов придерживается точки зрения, согласно которой некоторые формы работы следует поручать студентам выполнять самостоятельно. Эта задача облегчается благодаря наличию технических средств и программированных пособий.
Мы полагаем, что в аудитории под руководством преподавателя следует вводить наиболее трудный материал. Это прежде всего ознакомление со значением новых форм и конструкций, которые не имеют аналогии в родном языке; показ употребления явления в речи, например значение и употребление артикля; система временных форм; способы выражения модальности и т.д. С другой стороны, образование отдельных форм, особенно тех, которые изучались в школе, доступны для самостоятельной работы и могут быть вынесены во внеаудиторное время.
Одно время появилась опасная тенденция вынести всю работу по ознакомлению с новым материалом в лабораторию или в домашние задания студента. Были попытки подтвердить правомерность такого подхода экспериментально. Однако опыт работы в языковом вузе показывает, что к этому надо подходить с большой осторожностью путем длительного наблюдения, на основе проверки результатов не только сразу после изучения той или иной темы, но и в более отдаленные сроки.
Мы считаем, что большая часть работы по ознакомлению студентов с новым языковым материалом должна проводиться в аудитории под руководством преподавателя. В пользу этого говорит следующее:
1) объяснение нового материала преподавателем обеспечивает более быстрое и более точное понимание явления;
2) преподаватель может учесть не только степень трудности материала вообще, но и для данной аудитории, в частности;
3) время студента используется более экономно, так как преподаватель выбирает в первую очередь главное, существенное, чего не в состоянии сделать сам студент;
4) возможность немедленного контроля понимания и выполнение ряда упражнений на том же уроке повышает качество усвоения, так как сразу начинается работа по развитию умений и навыков;
5) образец объяснения преподавателя раскрывает перед студентом методику работы и помогает ему приобрести профессиональные навыки. Таким образом, время, затраченное на объяснение на уроке, окупит себя впоследствии.