Мы полагаем, что правила следует сочетать с моделями и образцами. Последовательность (правило, модель, образец) может варьироваться в зависимости от конкретных задач и условий обучения. Так, для подготовительного этапа целесообразна последовательность: 1) образец; 2) модель; 3) правило-инструкция. После накопления ряда однородных фактов вводится правило-обобщение.
Проиллюстрируем сказанное на примере придаточных предложений обстоятельства времени. Сначала изучаются отдельные виды придаточных предложений времени: придаточное предложение с союзом als, придаточное предложение с союзом wenn, придаточное предложение с союзом nachdem и т.д. Образец сопровождается моделью и правилом-инструкцией .
Образец: Unsere Familie bersiedelte nach Moskau, als ich noch ganz klein war.
Модель Hs, als — S — Ng — P.
При этом важно подчеркнуть, что модель не дается студенту в готовом виде, а «выводится» преподавателем при участии студентов на основе образца.
Правило-инструкция: «Союз als следует употреблять в придаточном предложении времени в том случае, если действие совершается один раз и относится к прошедшему времени».
Аналогичным образом проводится работа над предложениями с другими названными союзами. В заключение приводится правило-обобщение: «Придаточные предложения обстоятельства времени вводятся союзами als, wenn, nachdem, whrend, solange, bis».
Во время работы над нормативной грамматикой на II и III курсах (основной этап) возможен и другой путь: правило — образец — модель, что определяется конкретными условиями урока.
Однако и здесь моделирование осуществляется студентами самостоятельно под руководством преподавателя и является приемом, помогающим им наглядно представить себе структуру явления.
Следующий возможный путь презентации грамматического материала получил название «лексического подхода». В данном случае грамматическая форма или конструкция вводится вне системы, как отдельный языковой факт. Путь работы не отличается от введения лексической единицы. Какое-либо комментирование отсутствует.
Усвоение грамматических явлений как отдельных форм слов уместно в самом начале обучения, когда еще рано давать правила и в то же время требуется минимум оборотов для ведения занятий на немецком языке, для элементарного общения с аудиторией (во время вводного курса, на первом семестре I курса).
Позднее грамматика вводится как лексика в случаях, когда мы сталкиваемся с грамматическими исключениями и когда грамматические особенности затрагивают единичные слова. Л. В. Щерба писал, что «...можно противопоставлять лексическое грамматическому, как единичное типовому... Сущность грамматики состоит только в общих правилах, все же исключения относятся к лексике».
Независимо от того, вводится ли грамматика на основе правил или с помощью структур или сочетает то и другое, путь умозаключений студентов может осуществляться индуктивно или дедуктивно.
Оба способа известны в методике давно, и в литературе достаточно полно вскрываются преимущества и недостатки того и другого.
Индуктивный путь имеет следующие преимущества:
1. Он является более конкретным и более наглядным, так как материалом служит сам язык.
2. Он способствует большей активности студентов на уроке, так как они сами участвуют в выведении правила. Мыслительная активность способствует лучшему усвоению.
3. Задача сделать «открытие» совершенствует умственную деятельность студентов — внимание, наблюдательность, способность логически мыслить, выделять главное н второстепенное и т.д.