Весь цикл работы над грамматической темой — ознакомление с новым грамматическим материалом, его усвоение и контроль — должен быть подчинен основной задаче обучения грамматике — овладению действиями с грамматическим материалом.
Главная трудность в обучении грамматике состоит не в том, чтобы запомнить отдельные факты языка, а в том, чтобы овладеть способами изменения слов и сочетания слов в предложении для выражения своих мыслей или научить опознавать структуры по формальным признакам и соотносить их со значением (при чтении и на слух), то есть овладеть действиями с ними.
Для выражения мыслей (активные грамматические навыки) необходимо усвоить следующие действия: а) выбор моделей предложения; б) выбор формы слов и образование словоформ; в) выбор строевых слов — предлогов, артиклей, местоимений и т.п. и сочетание их со знаменательными словами.
Выбор структуры предложения подчиняется цели высказывания (вопрос, приказание и др.).
Главной трудностью в овладении активными грамматическими навыками является соотношение целей высказывания, коммуникативной направленности с грамматическими средствами. Отчасти эта задача облегчается использованием речевых образцов, соотнесенных с определенной ситуацией.
Для понимания грамматических явлений нужно уметь: а) распознать грамматическую структуру по формальным признакам; б) соотнести форму с значением; в) дифференцировать ее от омонимичных форм.
Кроме отличий в характере действий при репродукции и рецепции существуют особенности, обусловленные устной и письменной формой общения.
Для выражения мыслей в письменной форме необходимо овладеть графической и орфографической системой языка, следовательно, к перечисленным выше действиям добавляется еще одно: письменное оформление высказывания с учетом норм немецкой орфографии.
При аудировании трудности связаны с узнаванием структуры предложения и значения знаменательных слов, что осложняется использованием рамочной конструкции, когда основной глагол, отделяемая приставка или именная часть сказуемого находятся в самом конце предложения. Значительные трудности связаны также с условиями аудирования (однократность восприятия, особенности речи говорящего и т.п.).
При чтении задача распознавания форм слова и структуры предложения облегчается благодаря дифференциации сходных форм на основе разного написания (орфографии), например: ich wrfe — ich werfe; ihr seid — seit; ich fiel — viel, благодаря возможности многократного (повторного) прочтения одного и того же предложения в приемлемом для читающего темпе.
Указанные особенности грамматических навыков и умений определяют содержание работы над грамматикой. Презентация грамматического материала должна отвечать определенным требованиям:
1. Полнота изложения диктуется тем, что грамматический минимум должен быть усвоен студентом не только «для себя», но и для передачи своих знаний другим.
2. Функциональность изложения предусматривает такой подход к презентации материала, при котором раскрывается функционирование грамматики в речи, ее реализация в процессе общения. Функциональность изложения должна ориентировать студента на овладение действиями с грамматическим материалом и показать ему сферу употребления грамматического явления с учетом особенностей стилей речи (во время основного курса). Помимо этого, необходимо остановиться на сочетаемости данной грамматической формы или конструкции с определенными разрядами слов.
3. Комплексность изложения тесно связана с функциональностью и предполагает связь морфологии и синтаксиса.