Чтение как вид речевой деятельности обеспечивает одну из форм речевого общения, которой учащиеся должны овладеть за время пребывания в школе. И в отечественной и в зарубежной психологии чтение на родном языке исследовано более подробно, чем на иностранном.
Чтение представляет собой вид речевой деятельности, входящий в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивающий определенные формы вербального общения. В соответствии с концепцией А. Н. Леонтьева, в психологической структуре деятельности выделяются два плана — содержательный (компоненты предметного содержания деятельности) и процессуальный (элементы самого процесса деятельности, психофизиологические функции, которые реализуют деятельность), причем ведущая роль всегда принадлежит содержательной стороне, определяющей структуру деятельности.
К компонентам предметного содержания относятся: цель (результат, на достижение которого непосредственно направлена деятельность), условия деятельности (прежде всего средства достижения результата) и задача (цель, соотнесенная с условиями ее достижения). Целью чтения — его продуктом, результатом — является раскрытие смысловых связей, осмысление зрительно воспринимаемого речевого сообщения (произведения). В самом общем виде чтение может быть определено как вид речевой деятельности, направленный на получение информации, содержащейся в письменном тексте (речевом произведении).
Как вид речевой деятельности чтение обслуживает определенные ситуации общения, в данном случае — чтения. В каждой конкретной ситуации читающему приходится решать определенные коммуникативные задачи, которые и предопределяют требования к результату деятельности «чтение» — пониманию. Последнее, как известно, может различаться по степени полноты, точности и глубины.
Все ситуации чтения распадаются на две большие группы: ситуации, в которых читающему необходимо только получить содержащуюся в тексте информацию, и ситуации, в которых читающий, получив информацию, должен передать (сообщить) ее другим лицам. Первые обеспечиваются чтением про себя (тихим чтением), вторые — чтением вслух (громким чтением). Выполняя различные функции в процессе общения, чтение вслух и чтение про себя рассматриваются как два подвида речевой деятельности.
В психологической и психолингвистической литературе последних лет мы встречаем ряд попыток построить гипотетическую модель процесса чтения. Несмотря на имеющиеся различия, во всех этих моделях четко выделяются два процесса: восприятие напечатанного (написанного) текста и осмысление, или, иначе, действия и операции перцептивной и смысловой обработки поступающей информации.
Процессы зрительного восприятия при чтении изучены в психологии наиболее подробно. Процессы осмысления пока не поддаются прямому наблюдению; поэтому о них судят косвенно, в частности на основании данных, полученных в отношении восприятия.
При изучении зрительного восприятия наиболее широкое применение получила методика фотографирования движения глаз, характер которого, по мнению большинства исследователей, дает возможность судить и о других процессах, происходящих одновременно с восприятием. Использование данных о движении глаз для интерпретации мыслительных процессов представляется возможным еще и потому, что, овладев навыком чтения, человек не фиксирует внимание на самом процессе чтения, механизм которого почти не зависит от внешних условий (освещенность текста, величина шрифта, продолжительность времени чтения и т. д.).