Процесс понимания — сложная мыслительная деятельность, включающая и мнемическую. Чаще всего выделяют два основных уровня понимания -— уровень значения и уровень смысла. На первом уровне устанавливаются значения воспринимаемых языковых единиц и их непосредственная взаимосвязь, на втором происходит понимание смысла текста как целого. Хотя второй уровень основывается на первом, он предполагает дальнейшую обработку уже полученной информации. Ведущим процессом при этом является выделение так называемых смысловых вех (смысловых опорных пунктов) и установление связи между ними, что необходимо для превращения развернутого речевого изложения в сокращенную и обобщенную схему личностного смыслового кода. Полученная информация соотносится с предшествующим опытом читающего, оценивается и т. д. Степень понимания того или иного текста по сути дела и является результатом переработки информации на этом уровне.
Особенность рассматриваемой речевой деятельности в том, что оценка успешности ее осуществления носит в обычных условиях субъективный характер и находит выражение в ощущении удовлетворенности полученным результатом. Читающий сам определяет достигнутую степень полноты и точности понимания как достаточную б той или иной ситуации чтения. Чувству удовлетворенности способствует также то, что зрелый чтец в соответствии с законами оптимизации человеческой деятельности каждый раз избирает наиболее экономный (с точки зрения затрат времени и энергии) путь решения стоящей перед ним задачи. Последнее достигается изменением характера перцептивной и смысловой переработки поступающей информации. При этом содержательная сторона деятельности (в первую очередь — ее цель) влечет за собой изменение процесса ее протекания (процессуальной стороны), что приводит к перестройке структуры деятельности в целом. Поэтому нельзя говорить о чтении вообще: в результате обучения и большой практики у человека вырабатываются различные структуры умения читать, обусловленные задачами чтения. Эти структуры представляют собой «систему определенных приемов чтения, эффективных для данных целей читающего».
Владение различными структурами чтения соотносится с понятием гибкости (flexibility) чтения качеством, которое позволяет читающему адекватно и экономно решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях чтения (обеспечивает рациональное, эффективное чтение).
Содержательную сторону рассматриваемой речевой деятельности определяет цель, а это предопределяет и ее протекание. В каждом конкретном случае читающий комбинирует операции и действия, связанные со смысловой и перцептивной переработкой материала. Отсутствие номенклатурного списка операций, обеспечивающих протекание процесса чтения, с одной стороны, и взаимовлияние операций перцептивной и смысловой обработки, иногда затрудняющее проведение грани между ними, с другой, заставляет говорить о компексе операций и действий, которыми читающий пользуется в том или ином случае и применение которых приводит к нужному результату. Комплекс операций перцептивной и смысловой переработки воспринимаемого печатного материала называется приемом чтения.
Таким образом, чтение как вид речевой деятельности может быть охарактеризовано как перцептивно-мыслительная мнемическая деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер.
Опытный чтец может свободно осуществлять данную деятельность, что предполагает пользование приемами, которые адекватны конкретной задаче чтения и позволяют ее решать не только правильно, но и экономно.