Для того чтобы внимание учащихся было направлено на содержание, понимание речи должно быть не самоцелью, а только средством для достижения этой цели. Установка на понимание смысла вытекает из настоятельной необходимости в общении. Отсюда и основные различия между ориентировочными и тренировочными упражнениями в этом звене: в первом случае цель связана с формированием самой аудитивной деятельности, во втором — выходит за ее пределы.
Задачи ориентировочных упражнений могут быть связаны со смысловым или структурным анализом текста, его перекодированием, предугадыванием развития сюжета и др.
Задания, связанные с выработкой собственной программы действий, направленных на смысловой анализ СФЕ и связного текста:
1. Прослушать сообщение и выделить смысловые опорные пункты.
2. Указать на характер сцепления между суждениями.
3. Выявить основные и дополнительные смысловые связи.
4. Исключить неадекватную смысловую связь.
5. Сформулировать, в чем состоит основной смысл текста.
6. Показать, какова конкретная реализация общего смысла в данном тексте.
Задания, связанные с обучением перекодированию:
1. Прослушать сообщение и расчленить его на законченные смысловые отрезки.
2. Суммировать содержание полученных отрезков в виде плана, заглавий к каждому отрезку, вопросов.
3. Заменить содержание прослушанного словом или представлением, например: прослушать рассказ и несколькими словами передать его содержание; подобрать к нему подходящие иллюстрации; прослушать описание, мысленно представить себе то, о чем идет речь, описать его на родном языке или нарисовать.
4. Классифицировать ситуации на основе различных критериев, например: прослушать ряд ситуаций, выделить сходные, выбрать неправдоподобные, нелогичные, несовременные, не подходящие к остальным по тематике и др.
Задания, связанные с обучением прогнозированию:
1. Высказать предположение о возможном содержании текста по заглавию на основе экспозиции.
2. Прослушать часть эпизода (прослушать часть текста) и высказать предположение о возможном завершении.
3. Прослушать часть эпизода или рассказа и выбрать вариант окончания из нескольких предложенных.
4. На основании прослушанного текста высказать предположения о дальнейшей судьбе его героев.
5. Высказать предположение о возможной структуре текста.
6. Прослушать текст, содержащий незнакомые слова, и постараться понять его.
7. Установить значения новых слов, употребленных в рассказе.
Переход к тренировочным упражнениям знаменуется формированием мотивации, лежащей за пределами овладения аудитивными умениями, выходом в другие виды деятельности. Связь аудирования с другими видами деятельности может быть осуществлена с помощью учебно-речевой ситуации (УРС). Ситуацией определяется уровень интереса к сообщению, направленность внимания на определенные аспекты сообщения — целевую установку и потребность в речевом общении. УРС призвана актуализировать постоянную аперцепцию и формировать временную. На основе УРС может происходить выраженная во внешней речи ориентировка в условиях задачи, решению которой должен способствовать прослушиваемый текст, выявление пробелов в имеющейся информации, вычленение коммуникативной задачи.
Коммуникативная ситуация для восприятия речи — это ситуация потребности. Отличие УРС от обычного задания: «Прослушай и выбери такой-то материал», «Ответь на вопросы», «Поставь вопросы» и др. — состоит в том, что задача вытекает из какой-то более общей задачи, которую решает ученик, и поэтому является необходимым звеном, без которого невозможно эту важную для него задачу решить. Это как бы задача в задаче. По сути, речь идет о создании познавательной проблемной ситуации, получившей широкое распространение в последние годы в преподавании всех предметов.