Выполняя упражнение на идентификацию тех или иных звуков или звукосочетаний, учащиеся должны выбрать из числа предъявленных словосочетаний или предложений те, которые содержат заданный звук. Существенную роль играют также упражнения, развивающие интонационный слух.
Определение смысловых связей внутри предложения и между предложениями зависит от умения выделить ударные компоненты предложения, что также требует специальных упражнений. В систему упражнений должны быть включены и упражнения на членение синтагмы и фразы на отдельные слова, сверхфразового единства на отдельные фразы, на фиксацию пауз между словами и предложениями.
Лексический и грамматический информационный анализ в процессе аудирования имеет свою специфику. Нужно уметь выделять опознавательные признаки в потоке речи, невзирая на помехи, создаваемые редукцией, ассимиляцией, слиянием. При работе над лексикой большое внимание уделяется различению омофонов. Специальной отработки требуют разряды лексики, затрудняющие слуховое восприятие (определение структуры предложения с опорой на компоненты, не подвергающиеся изменению в быстрой речи, такие, как порядок слов, вопросительные слова и др.).
Существенным звеном подготовки к аудированию является создание благоприятных условий для реализации рецептивного и потенциального лексического запаса. С этой целью рекомендуется: обеспечить психологическую готовность учащихся к пониманию со слуха слов, усвоенных при чтении, а также слов общего корня в родном и иностранном языках; знакомить с механизмами переноса лексики из чтения в аудирование, словообразовательными механизмами и механизмами аудитивной догадки о значении когнатов.
Решающую роль в формировании аудитивных навыков играют упражнения, обучающие прогнозированию грамматических и лексических компонентов предложения в процессе рецептивного порождения. Такие упражнения развивают умение восполнять то, что не удалось расслышать.
В связи с формированием механизмов рецептивного плана одна из целей обучения состоит в том, чтобы обеспечить умение быстро и точно понимать устную речь при минимальном участии артикуляционных движений. Достигнуть этого можно «только путем максимально развернутого артикуляционного закрепления ее в предшествующей разговорной практике». Разработана целая серия упражнений, ориентированных на формирование и редукцию внутренней речи. Эти упражнения предусматривают: медленное проговаривание отрезков речи вслед за преподавателем или записью на пленке с интервалами или при списывании из книги или с доски (особенно важны правильность проговаривания); быстрое развернутое внешнее и внутреннее проговаривание материала, который ранее был тщательно отработан через медленное проговаривание (рекомендуется повторение слов и фраз за преподавателем в быстром темпе, заучивание и быстрое проговаривание скороговорок и рифмовок, быстрое чтение вслух хорошо отработанного текста; темп играет при этом решающую роль); быстрое редуцированное внутреннее проговаривание с постепенным переходом к восприятию речи на основе слуховых образов при минимальном участии речедвижений.
Особенность предлагаемой методики формирования внутренней речи состоит в том, что для этой цели используется не только устная речь, как, например, в случае, когда изучают английский язык по скайпу, но также чтение и письмо. Экспериментальным путем доказана значительно большая эффективность такого пути обучения.
При переходе на иностранный язык значительно возрастают трудности удержания в оперативной памяти более или менее развернутых предложений, поэтому одна из существенных задач подготовительных упражнений состоит в увеличении объема оперативной памяти. Упражнения, направленные на увеличение объема оперативной памяти, предусматривают увеличение общего объема информации, удерживаемой в памяти, укрупнение оперативных единиц памяти. Для увеличения объема оперативной памяти рекомендуется воспроизведение прослушанных сообщений, постепенно расширяющихся в объеме за счет наращивания разного рода определений, или построение небольшого рассказа по цепочке. Можно также заучивать со слуха отдельные фразы, сверхфразовые единства. Рекомендуется написание небольшого диктанта с одного прослушивания, прослушивание группы предложений дважды с тем, чтобы установить, что было изменено при повторном предъявлении.