Подготовительные упражнения. Подготовительные упражнения связаны с информативным анализом поступающего сообщения — фонетическим, лексическим, синтаксическим. Обучение аудированию на иностранном языке, как и любому иному виду речевой деятельности, связано не столько с формированием новых навыков, сколько с коррекцией уже имеющихся. Универсальным для людей, говорящих на разных языках, является характер операций, которые осуществляются в процессе восприятия и понимания речи, но объекты и характеристики, по которым осуществляются операции, зависят от особенностей функционирования каждого языка. Поэтому в содержание подготовительных упражнений входит: переориентировка на новые показатели, усвоение новых схем, усвоение новой последовательности операций, выработка навыка осуществления информативного анализа на материале изучаемого языка.
Совершенствование навыка, которое должно завершиться формированием автоматизмов восприятия, включает: а) смену оперативных единиц восприятия, при которой происходит преобразование групп случайных, частных признаков в структурные целостные признаки. В результате подобных преобразований возникает возможность симультанного восприятия всех необходимых признаков; б) изменение перцептивных действий, которые становятся более свернутыми, превращаются в мгновенный акт схватывания объекта в целом. Восприятие практически сливается с опознанием, выступая как процесс мгновенного понимания смысла.
Принципиальная схема становления навыков для чтения и аудирования одинакова. Поэтому здесь мы ее не рассматриваем.
Специфика аудирования проявляется в необходимости фонетического Информативного анализа. Различия между языками при слуховом восприятии выявляются прежде всего в их звучании. Поэтому в центре внимания находится совершенствование речевого слуха учащихся, введение в долговременную память эталонов (эталонных зон) разных уровней (звуков, сегментов, супрасегментов), тренировка слухового анализатора, формирование навыка прогнозирования звуковых компонентов речи.
Первоначальной задачей обучения является формирование образа объекта: выделение дифференциальных существенных признаков объекта и установление взаимосвязи между ними. На этом этапе вырабатывается ориентировочная основа узнавания. Подчеркивается важность выделения всех дифференциальных признаков и связей между ними для формирования образа объекта в памяти. Это является необходимой предпосылкой узнавания объекта среди схожих с ним объектов.
Не для всех фонем иностранного языка необходимо специально формировать эталонные зоны, многие из них различаются на основе имеющихся в памяти эталонов для фонем родного языка. Поэтому нужен отбор фонем, которые без специального обучения не различаются и не идентифицируются учащимися различных национальностей.
Следующей задачей является совершенствование процесса узнавания единиц разного уровня путем выполнения тренировочных упражнений. Ведущее место среди таких упражнений занимают упражнения, направленные на формирование фонематического слуха.
При определении типов упражнений учитываются два уровня узнавания: различение и идентификация. Различения требуют сигналы, находящиеся в кратковременной памяти. Соответственно предлагаются упражнения в различении и упражнения в идентификации. Упражнения на различение нужны для тех единиц, которые легко спутать (слова, содержащие родственные гласные; слова с трудно дифференцируемыми согласными; слова, имеющие расхождения в незначительном количестве звуков).
Отбирая материал для тренировочных упражнений, нужно иметь в виду трудности, возникающие в результате внутриязыковой и межъязыковой интерференции. С учетом этих трудностей проводится отбор оппозиций, подлежащих отработке. Пары слов предлагаются учащимся в составе синтагм или фраз, понимание которых учащиеся должны продемонстрировать путем перевода, выбора соответствующей картинки или предмета или выполнением действия.