Как новая форма оценки личностных достижений обучаемых последнее время интенсивно внедряется портфолио.
В широком смысле слова «портфолио» — это способ фиксирования, накопления, оценки индивидуальных достижений обучаемого в определенный период его обучения. Как форма оценивания портфолио позволяет решать важные педагогические задачи: поддержки высокой мотивации учения, поощрения познавательной активности учащихся; формирования у них умения учиться. Портфолио — форма комплексная, существует в виде трех составляющих.
Портфолио документов содержит документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения учащихся. Портфолио работ отражает результаты участия в научных конференциях, различных творческих конкурсах, учебных практиках и т.д. Портфолио отзывов содержит оценку обучаемым своих достижений, планирование будущих образовательных результатов, отзывы о работе обучаемого со стороны преподавателей. Отзывы оформляются как рецензии, эссе, рекомендательные письма, заключения и т.д.
Для учащихся старших классов общеобразовательных школ, студентов колледжей портфолио является инструментом построения индивидуальной образовательной траектории, показателем индивидуальной учебной и творческой активности.
Система зачетных единиц — эта новая форма контроля, которая разрабатывается применительно к системе высшего профессионального образования в нашей стране, однако введение ее во все уровни профессионального образования считается весьма важной задачей модернизации современной системы образования в Российской Федерации, направленной на формирование устойчивой системы непрерывного образования.
Введение системы зачетных единиц по типу ECTS — европейской кредитно-трансферной системы — является средством крупномасштабной студенческой мобильности. Эту систему предлагается ввести в нашей стране как одно из направлений реализации Болонского соглашения.
Данная система предполагает признание результатов предшествующего обучения, совместимых с системой ECTS, обеспечивает единство образовательного пространства, ориентирует на индивидуализацию образовательного маршрута каждого студента.
В Российской Федерации зачетной единицей является академический час длительностью 45-50 мин. Академический час определяет объем работы студента и преподавателя.
Система зачетных единиц (кредитов) последнее время широко внедряется в практику российских вузов, так как многие вузы в Российской Федерации получили международную аккредитацию по отдельным программам в рамках двусторонних договоров с зарубежными вузами.
Перечисленные новые подходы к организации контроля ЗУН студентов отражают личностно-ориентированный подход к организации контроля, который позволяет:
1) реализовать главную цель обучения — обеспечение личностного роста учащегося, его самореализации по отношению к образовательным областям;
2) в качестве объекта контроля рассматривать внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности студента;
3) как эталон использовать индивидуальные качества личности обучаемого, сопоставленные с образовательным стандартом;
4) в качестве основного способа оценивания использовать сравнение достижений учащегося с начальным уровнем обучения;
5) акцентировать внимание преподавателя на качестве усвоения студентом ЗУН и уровне его достижений, а не выявлять уровень знаний;
6) акцентировать внимание студента на обучающей роли контроля, который помогает ему выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям.
Педагогический такт и педагогическая этика в процессе оценки результатов работы студентов — важные условия современных подходов к организации оценивания деятельности обучаемых, реализуемые при выполнении преподавателем нижеперечисленных требований.
Процедура подведения итогов занятия не должна осуществляться формально. В то же время ее не следует и затягивать по времени.