Одна из функций преподавателя на учебном занятии — это функция контролирующая. Предлагая студентам определенную систему знаний, ему необходимо выяснить и определить уровень их усвоения. Поэтому в любом виде учебного занятия присутствует систематическая проверка знаний, умений и навыков, которая осуществляется посредством разных видов контроля.
Являясь средством установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами, педагогический контроль осуществляет несколько функций.
Контролирующая функция заключается в выявлении знаний, умений, навыков студентов; это постоянный мониторинг за ходом и результатом обучения.
Организаторская функция предполагает создание условий для повседневной работы по усвоению и совершенствованию студентами знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения.
Развивающая функция позволяет стимулировать познавательную активность студентов.
Ориентирующая функция направлена на получение информации о степени достижения цели обучения студентами и самим преподавателем.
Методическая функция заставляет преподавателя искать новые способы совершенствования технологии преподавания своего предмета.
Воспитывающая функция помогает педагогу воспитать у студентов моральную ответственность за результаты своей деятельности.
Диагностическая функция позволяет получить достоверную информацию об ошибках, допущенных студентами в ходе выполнения контрольных мероприятий, а преподавателем в ходе подготовки контроля.
Прогностическая функция подсказывает, какой прогноз может составить преподаватель на основе полученных результатов от выполнения студентами контрольных мероприятий.
В дидактике существует несколько видов контроля. Есть классификация видов контроля, хотя и весьма условная. Согласно этой классификации виды контроля разделяются на четыре большие группы.
Методы педагогического контроля — это важная составляющая учебного процесса, выражающая взаимосвязь действий преподавателя и студентов. С помощью этих методов педагог, исходя из учебно-познавательной задачи и используя соответствующие средства обучения, выявляет и оценивает результаты обучения.
Их разделяют на две группы. Разберем методы, составляющие каждую.
Методы педагогической проверки результата репродуктивной деятельности:
1) методы педагогической проверки результатов репродуктивной предметной деятельности. Назначение этих методов — выявить умение студентов различать, узнавать различные педагогические явления, выполнять практические профессиональные действия по инструкции (например, с их помощью осуществляется проверка того, насколько четко студенты следуют различным инструкциям при выполнении упражнений или изготовлении пособий по образцу или чертежу;
2) методы педагогической проверки результатов репродуктивной словесной деятельности. Назначение этих методов — выявить умение студентов дословно воспроизводить выученный материал, сконструированный в определенный учебный текст (например, с их помощью проверяется воспроизведение учебного материала наизусть, на классной доске, идет проверка различных диктантов);
3) методы педагогической проверки результатов репродуктивной предметно-логической деятельности. Назначение этих методов — выявить умение студентов воспроизводить свойства изучаемых объектов на основе комментария сопровождаемых действий с выделением объективных внутренних связей и отношений между ними (например, с их помощью проверяется правильность воспроизведения сенсорных связей в изучаемом педагогическом явлении);
4) методы педагогической проверки результатов репродуктивной словесной деятельности с применением собственных сил учащихся как художественных исполнителей. Назначение этих методов — выявить степень знакомства студентов с жанрами художественного или музыкального произведения в соответствии с манерой, способом, стилем исполнительства (например, с их помощью проверяется правильность исполнения музыкального произведения, театральной роли, чтения стихотворения и т.д.).