Методы педагогической проверки результата творческой деятельности студентов:
1) методы проверки результата творческой предметной деятельности студентов. Назначение этих методов — соотносить творческую деятельность со средствами труда (например, с их помощью проверяется правильность и целесообразность режима дня в ДОУ; эффективность и обоснованность оптимального использования средств и методов обучения);
2) методы проверки результата творческой словесной деятельности студентов. Назначение этих методов — выявить умения студентов делать выводы, устанавливать межпредметные связи, решать учебные задачи, алгоритм которых неизвестен (например, с их помощью проверяются умения студента составлять доклад, реферат, рецензировать научно-методическую литературу, формулировать проблему);
3) методы проверки результата творческой предметно-логической деятельности студентов. Назначение этих методов — выявить умения студентов использовать имеющиеся знания в новой ситуации, устанавливать логические связи между психолого-педагогическими явлениями (например, с их помощью проверяется умение студента осуществлять презентацию курсовой работы, будущего проекта);
4) методы проверки результата творческой деятельности студентов как художественного исполнителя. Назначение этих методов — выявить умение студентов демонстрировать собственный стиль исполнения художественного или музыкального произведения (например, с их помощью проверяется оригинальность исполнения художественного или собственного произведения).
Назовем методы контроля, которые осуществляют предложенную классификацию и наиболее часто встречаются в практике преподавателя.
Метод повседневного наблюдения дает возможность педагогу проследить динамику усвоения студентами полученной информации на уровне понимания и запоминания.
Метод устного опроса реализуется через фронтальный или индивидуальный опрос посредством бесед, вопросов, пересказа, чтения наизусть стихов и прозы, инсценирования художественных произведений, решения педагогических задач и т.д.
Метод письменного опроса включает в себя самостоятельную, контрольную работу, сочинения, составление реферата, доклада, терминологические диктанты, программированный опрос, коллоквиум, тестовый контроль и т.д.
Метод комбинированного опроса осуществляется посредством проверки домашней работы, ответа студента у доски, проводимых на учебном занятии в строго отведенное время, и т.д.
Метод самоконтроля направлен на формирование у студентов рефлексивных навыков, умения анализировать свою деятельность, корректировать замеченные ошибки. Данный метод строится на самооценке студентом своих возможностей, отношений.
Перечисленные методы предъявляются студентам как контрольные задания, используемые в различных видах контроля (например, в исходном контроле как контрольные задания применяются экспресс-опросы, анкеты, тесты, разнообразные варианты письменного и устного опроса). А текущий контроль осуществляется с помощью тестовых заданий, разнообразных самостоятельных работ, устных бесед со студентами или путем вопросов, письменной домашней работы и т. п.
Использование методов контроля определяется:
- во-первых, той обучающей процедурой, которая контролируется;
- во-вторых, теми заданиями, которые нужны для ее проверки;
- в-третьих, самим ходом контролируемой процедуры;
- в-четвертых, частотой и периодичностью контроля;
- в-пятых, теми формами ответов, которые будут использоваться при выполнении контрольных заданий.
Обозначенные виды и методы контроля реализуются через такие формы, как зачет и экзамен.