Рейтинговый контроль. Это индивидуальный числовой показатель учебной деятельности студента, характеризующий класс достижений студента по результатам обучения по предмету или модели предметов.
Тестовый контроль. Тестирование считают более объективным методом оценивания по сравнению с устным опросом или другими видами письменного опроса, так как он является более щадящим: в нем четко обозначены действия преподавателя и студента во время его проведения; есть единые критерии и нормы оценок; наблюдается экономия времени преподавателя и студента при проведении тестового зачета или экзамена; вероятность отрицательных эмоций по отношению к преподавателю и его предмету у него значительно ниже, поскольку студенты не связывают свои неудачи с личностью экзаменатора; в условиях тестирования наблюдаются более благоприятные физиологические характеристики, повышается степень внимания, а уровень эмоциональной тревожности ниже, чем при традиционном опросе.
Следует выделить особенности идеи безотметочного обучения. При безотметочном обучении перед преподавателем стоят несколько вопросов: что оценивать? Как оценивать? Каким образом оценивать? Отвечая на эти вопросы, педагог обращается к средствам оценивания, направленным не только на фиксацию знаний, умений и навыков обучаемых, но и на индивидуальные продвижения каждого учащегося. В качестве таких средств выступают:
- ранживание по степени успеваемости;
- заполнение условных шкал, предлагающих фиксировать результаты выполненной работы по строго выделенному критерию;
- составление графиков, таблиц, «листов индивидуальных достижений», которые позволяют фиксировать результаты по множеству критериев;
- такие формы, как «Тетрадь открытий» и «Портфель достижений», фиксирующие творческие достижения учащихся. «Тетрадь открытий» может представлять собой альбом с их авторскими записями. В ней три блока таких записей: записи-догадки — это вопросы, гипотезы, мнения, версии; записи-результаты — это письменные работы учащихся; записи-обобщения — это выводы. «Портфель достижений» представляет собой подборку личных творческих работ учащихся: продукты их учебно-познавательной деятельности; работы, отражающие личный интерес учащегося; достижения в какой-либо области. При отборе образцов работ четко выделяются вопросы: что считать хорошим показателем для конкретного учащегося? Какие качества свидетельствуют о развитии обучаемого и продемонстрированы в данной работе? Как данный образец работы соотносится с другими образцами этого «Портфеля достижений»?
Данная форма способствует гуманизации процесса обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности познавательного поиска, так как является личным достоянием учебных достижений обучаемого. Еще одна особенность заключается в том, что самооценка учащегося должна предшествовать преподавательской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения. Чтобы оценки совпали, подбираются задания с однозначным объективным критерием оценивания и предлагаемые критерии и форма оценивания утверждаются соответствующим договором между учащимся и педагогом. Другая важная особенность выражается еще в том, что самооценка учащегося построена на принципе дифференцированности. Учащийся складывает свою оценку из множества критериев, которые назначает сам, сам же и выбирает ту часть работы, которую хочет предоставить сегодня педагогу. Учащемуся предоставляется право высказывать сомнения, задавать вопросы устно и письменно. Введение безоценочной формы оценивания сказывается на системе «внутришкольного» контроля: изменяются правила ведения классных журналов; четко определяются система требований, средства, методы и формы оценивания; совместными усилиями преподавателей и обучаемых создаются «правила оценочной безопасности».