В соответствии с двумя функциями педагогической науки методика обучения иностранному языку, с одной стороны, изучает и описывает реально действующий процесс обучения (педагогический процесс в его взаимодействии с остальными элементами системы), т. е. фактическое, сущее, с другой стороны, на основе критического изучения сущего описывает должное, нормативное, т. е. формулирует принципы обучения и создает на их основе новые системы обучения (конкретные системы обучения на уровне реального педагогического процесса).
В первом случае реализуется ее констатирующая, научно-теоретическая функция, во втором — конструирующая, конструктивно-техническая функция (в нашем представлении и эта функция является не чисто технической, а научно-технической). В их основе лежит деятельность научного познания, изучающая реальный педагогический процесс как сущее и разрабатывающая систему норм для его осуществления — должное, т. е. познавательная деятельность, непосредственно соотносящаяся с практической педагогической деятельностью.
Наука как система знаний существует благодаря научной деятельности, которая первична по отношению к научному знанию, ее конечному продукту, являющемуся следствием определенной практической и научной деятельности. Будучи порожденным научной деятельностью, научное знание не пассивно, оно активно влияет на нее.
Исследования в области науковедения позволяют сделать вывод об аналогичности структуры познавательной и практической трудовой деятельности.
Рассматривая соотношение этих двух видов деятельности в области педагогики, В. В. Краевский выражает его в виде последовательности шагов в познании процесса обучения. Если приложить к методике обучения иностранным языкам полученные им данные, что представляется правомерным, то это выглядит примерно так: 1) реально протекающий педагогический процесс фиксируется в описании; 2) выявляются инвариантные черты этого процесса в его взаимодействии с другими элементами системы и формулируются методические закономерности; 3) совершается переход от сущего к должному, от констатации к конструированию, что находит выражение в фиксации соответствующих знаний в виде принципов — положений операционального характера, которые должны основываться на выявленных методических закономерностях; 4) на основе этих принципов разрабатываются методические рекомендации (или методические принципы более частного характера) применительно к обучению отдельным видам речевой деятельности и отдельным аспектам языка; 5) все виды знаний, полученные в результате предшествующей работы, располагаются в иерархированной методической системе, в точном соответствии с целями и условиями обучения; 6) практическим продуктом, получаемым, по выражению В. В. Краевского, «на выходе» из методической системы, является курс обучения учебному предмету, фиксируемый в виде программ, учебных планов, учебников и других учебных пособий; 7) курс обучения реализуется в педагогическом процессе, который вновь становится предметом изучения.
Тем самым, как отмечает В. В. Краевский, цикл замыкается и завершается один виток спирали познания.
Развивая эту мысль, В. В. Краевский видит специфику статуса педагогики как науки в том, что она представляет собой социально обусловленную область деятельности, в которой совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания (и, добавим мы, других элементов системы обучения — реальных и идеальных: целей, содержания, методов, средств), во-вторых, функция создания (проектирования) новых систем обучения и воспитания.